Верно заметил Igor, православие в большинстве случаев подается в конфронтационном стиле - противопоставления истинной веры всему неправославному миру "неистины". Если присмотреться, то корни большевистской и совковой идеологии можно узреть именно в традиционном религиозном (православном) мировоззрении, построенном, в свою очередь, на эгоистическом чувстве исключительности и превозношения.
Правильность выбора, о котором говорит Kyria Azatyan, когда человек чувствует правильность или неправильность духа: если дух правильный, то и православный...
На подвижническом языке такой выбор называется различением духов. Вообще, на какую духовную высоту (или глубину) человек прозрел, настолько он и начинает иметь этот дар различения. Выше (или глубже) своего прозрения не будет и различения. Кроме того, различение духов будет нести образное выражение и оценку в соответствии с религиозной и мировоззренческой позицией человека. Если человек научен в своей традиции, что слезы о грехах - это правильное покаяние, а радость и веселие - неправильное, то ему - и при намечающемся даре духовного различения (слезного покаяния) - будет нелегко увидеть истину за действиями или словами веселого человека. Скорее победит доверие к традиции и авторитетам, и другой человек - в его веселии - будет осужден как не правильно славящий Господа.
Любая догматическая система умозрительна. Она может быть построена в большей или меньшей степени на духовных прозрениях, но всегда, даже затрагивая духовные высоты и заглядывая в мистические глубины, ментальна и образна в своем выражении и подаче, т.е. ограничена человеческим умом и языком (или другим способом описания). Символическое описание неописуемого и изъяснение неизъяснимого с неизбежной попыткой заглянуть в недоступное и определить неопределимое порождает икону - созданную посредством красок или слов, или в архитектурной форме, или богослужебной мистерией, или социальным служением, или каким-то иным способом.
И что приковывает взгляд на православной иконе - в отличие от католического образа или протестантского "безъикония"? Тайна единства человека с Богом! Тайна обожения и преображения! Знание этой тайны, хранение, преумножение и раскрытие - в прославлении Бога делами своими - и есть задача православия: непомышляемая - в католицизме, недомышляемая - в протестантизме.
Православие прозревает (на) и устремляется в сверхобразный мир нетварных энергий Бога. Католицизм выстраивает мир тварный сообразно представлениям о мире Божием. Это его задача, и справляется он с ней намного лучше, чем православие. Протестантизм направлен на улучшение социального человека. Вот такой расклад...