Можно указать только на другой принцип (использую этот термин условно), объединяющий людей в духовном поиске. Апофатически на него как-то намекал Igor.
Современная церковь (как и все религии) строится на ряде ментальных положений и выращивает своих сторонников на родовом, государственном и социальном поле, причем в Бога можно не верить или верить формально, а для восхождения по иерархической лестнице духовные качества не обязательны. Т.е. в (земной) церкви мы находим ментальное, родовое, государственное, социальное или какое-то другое единство тварного порядка. Духовное единство провозглашается, но не является объединяющей и ведущей силой. Духовный свет может присутствовать, но ему отведена заведомо второстепенная роль. Соответственно отсутствуют практически и выразители этого духовного света - святые. Святые уже давным-давно не определяют жизнь и развитие церкви (как это еще иногда случалось в те же времена Григория Паламы). Последняя попытка построения церковной жизни на духовной основе в противовес институциональной - митр.Антоний Сурожский и его детище, мгновенное задушенное после смерти родителя.
Духовное единство становится возможным при превосхождении ментальных схем и разночтений и снятии ограничений, накладываемых родом, социумом и государством. Это превосхождение не означает нарушение закона, но его облагораживание и возведение к ранее утерянному духовному источнику. Форм, выражающих такое единство, в настоящее время не существует, а если осуществляются попытки их создания, то они безжалостно разрушаются (как в случае с Сурожской епархией) или превращаются в безжизненные утопии, худшие своего старшего брата (типа альтернативных микроцерквей).
Земных форм не существует, а духовный свет единства разгорается ярче и ярче. Кто его улавливает, тот и благословляется. Сможет ли традиционная церковь хоть в какой-то адекватной форме выразить этот духовный свет (католики старались ведь) или нет, покажет будущее. Если сможет, ее ждет духовное возрождение, если нет, то она окончательно станет музейным экспонатом постхристианской эпохи.
Насколько сложно увидеть духовное единство и искренний поиск Бога из-за умственных наворотов, показала недавняя дискуссия (и противостояние) на нашем форуме между Леонидом и Келейником. Оба участники в чем-то важном очень искренни, а в чем-то противостоят друг другу. Умение прозреть через противостояние и найти единство нарабатывается с большим трудом и частыми отступлениями. В этом умениии кроется и наш маленький выход из кризиса...