serebro,
согласен, изучение отцов может вылится в умствование. но из этого не обязательно следует, что любой разговор о лучшем понимании умной молитвы и попытки составить какой-то общий глоссарий, действительно, очень запутанной терминологии, обязательно будет умствованием.
Чтобы куда-то добраться, надо иметь карту. Имхо, непопулярность Православия связана как раз с полной неопределенностью целей и путей. Первое, что приходит в голову - церковь для молящихся о здоровье бабушек, исполнения ритуалов, иногда, для молитв перед экзаменами.
путь молитвенного безмолвия и мистический опыт очень слабо ассоциируются с современной Церковью. А если бы не было такого букваря как "Рассказы странника..." может и совсем не было бы сейчас занимающихся умным деланием. Слишком у отцов, на превый взгляд, все запутано и сложно. Особенно при сравнении их друг с другом.
Зато протестантское "откройся Живому Богу и Он в тебя войдет" очень просто. Только при всем изобилии "открывшихся" нет ни святых, ни носителей Живого Бога. Есть песни, просмотр выступлений "получивших Духа", а самого Духа Святого нет. Так что этот путь тоже тупиковый.
В общем, понятно, от чего Вы предостерегаете. Другое дело, что любой, кто начал Иисусову молитву в любом случае составляет какую-никакую карту. И лучше ее скорректировать с помощью более знающих людей, чем иметь неправильную карту и закончить прелестью. Имхо.