Есть такое наблюдение - УД это работа, внутренний процесс, ориентированный от ума на тело и далее во вовне. Процесс преображения, степень которого может быть очень разной на разных этапах его прохождения. Поэтому после молитвы вы никогда не будете теми же, какими были до нее. Созерцание иконы (которую справедливо сравнивают с окном, через которое идет свет) - процесс внешний. И он может помочь раскрываться тому, что в вас уже есть. Но это не то делание. В вас тот же Свет, что вы чувствуете (или не чувствуете) через икону. Его и нужно "ловить". Этот коннект, безмолвие, пребывание - это ступор внешнего человека, когда он наталкивается на неведомое. И глоток свежего воздуха для человека внутреннего, который Его чувствует. Но это не работа по преображению естества, которая возможно может там и присутствовать поверхностно. Он не в иконе, и не через нее, а в вас. И икона тут как бы и не при делах. Так что, как мне видится, в таком ступоре больший процент именно эстетического. Духовный вкус ощущается в себе, и ему икона как бы и не нужна.