Исихазм

Автор Тема: Внутрьпребывание  (Прочитано 43423 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #135 : 15 Октябрь 2016, 08:54:21 »
Игорь Спасский, у Вас ум и эмоционально-страстная часть сцепились с Андреем, и получается учительство. Попробуйте через сердце. Для Вас будет хорошей практикой открытия "живчика" Свету.

Да, уже давно пора было затормозить. Спасибо!  Диагноз точный. Открывается пространство дальнейшей работы.

gainfaiter

  • Сообщений: 74
  • Виталий
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #136 : 26 Ноябрь 2016, 21:16:50 »
gainfaiter, когда как. Ум, бывает, когда захватвывается Духом, вообще не понятно где находится. Вплоть до забвения текущего мировосприятия и тела. Провал туда где ничего нет. Бог одновременно и есть и Его нет, в нашем понимании, потому что Он сверхсуществен и премирен. Лучше, ИМХ, пользоваться формулой - "всё пройдет а Ты пребудешь". А там Он уже сам утянет куда и когда надо - в сердце, во вне, в икону, в мощи, в живого святого и т.д.
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа?
Виталий

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #137 : 27 Ноябрь 2016, 14:36:30 »
Молиться то на икону можно, но нужно помнить, что молися не иконе, а Богу...  Попривыкнув к такому образу  моления, можно уже и  без иконы молиться. Имхо.

gainfaiter

  • Сообщений: 74
  • Виталий
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #138 : 27 Ноябрь 2016, 15:12:07 »
Молиться то на икону можно, но нужно помнить, что молися не иконе, а Богу...  Попривыкнув к такому образу  моления, можно уже и  без иконы молиться. Имхо.
Основное условие умной молитвы не создавать образов. Как же в случае практики ИМ со вниманием на икону? Это же готовый образ?
Виталий

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #139 : 27 Ноябрь 2016, 15:45:55 »
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа?

Из книги Аверинцева:

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывает о преподобном Андрее Рублеве и его товарище по иконописанию, как они занимались таким подвигом, что целыми часами созерцали дивные иконы. Созерцали они их сидя. Это специально Иосиф Волоцкий оговаривает: не то чтобы они читали молитвы, клали поклоны и т.д. ... В то же время нельзя сказать, что они любовались, ибо тогда бы не говорилось о духовном подвиге. Они в безмолвии созерцали иконы. И явно Иосиф Волоцкий говорит об этом как о делании, которое вменено им в подвиг: «Сего ради и Бог прославил их»

Икона хорошего качества, автор которой имеет опыт глубокой молитвы, способна приобщить зрителя этому опыту, способна продвинуть в молитве. Но это происходит не с любой иконой.

Созерцание хороших икон - это один из видов умного делания.

gainfaiter

  • Сообщений: 74
  • Виталий
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #140 : 27 Ноябрь 2016, 19:07:18 »
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа?

Из книги Аверинцева:

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывает о преподобном Андрее Рублеве и его товарище по иконописанию, как они занимались таким подвигом, что целыми часами созерцали дивные иконы. Созерцали они их сидя. Это специально Иосиф Волоцкий оговаривает: не то чтобы они читали молитвы, клали поклоны и т.д. ... В то же время нельзя сказать, что они любовались, ибо тогда бы не говорилось о духовном подвиге. Они в безмолвии созерцали иконы. И явно Иосиф Волоцкий говорит об этом как о делании, которое вменено им в подвиг: «Сего ради и Бог прославил их»

Икона хорошего качества, автор которой имеет опыт глубокой молитвы, способна приобщить зрителя этому опыту, способна продвинуть в молитве. Но это происходит не с любой иконой.

Созерцание хороших икон - это один из видов умного делания.

Как бы это привязать к практике умной молитвы для усиления? ещё бы музыку подходящую добавить,  а то тишину дома не найдёшь, одел бы наушники и то что надо, но не могу найти такую музыку, что бы покаянные чувства возбуждала или молитвенный настрой
Виталий

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #141 : 27 Ноябрь 2016, 22:14:28 »
gainfaiter, то, что Вы пишите, это попытка эмуляции с целью вызвать переживания. Причем переживания согласные с Вашим представлением. А насколько Ваше представление близко к истинным, Вы думаю можете себе представить. Скорее всего они далеки неимоверно. Поэтому пользы от такого возбуждения чувств ожидать трудно. Есть еще и опасность попасть в ловушку подмены представлениями искомого покаяния. Имхо, постарайтесь лучше найти тишину, выйдя, например, на прогулку.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #142 : 27 Ноябрь 2016, 22:44:14 »
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа?

Из книги Аверинцева:

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывает о преподобном Андрее Рублеве и его товарище по иконописанию, как они занимались таким подвигом, что целыми часами созерцали дивные иконы. Созерцали они их сидя. Это специально Иосиф Волоцкий оговаривает: не то чтобы они читали молитвы, клали поклоны и т.д. ... В то же время нельзя сказать, что они любовались, ибо тогда бы не говорилось о духовном подвиге. Они в безмолвии созерцали иконы. И явно Иосиф Волоцкий говорит об этом как о делании, которое вменено им в подвиг: «Сего ради и Бог прославил их»

Икона хорошего качества, автор которой имеет опыт глубокой молитвы, способна приобщить зрителя этому опыту, способна продвинуть в молитве. Но это происходит не с любой иконой.

Созерцание хороших икон - это один из видов умного делания.

Elena, Андрей иконописец. И такой способ практики думается вызван именно этим. Умное делание тут опосредовано. Имхо ошибочно по внешнему представлению делать такие выводы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #143 : 27 Ноябрь 2016, 23:01:01 »
А, что можно глядя на икону творить ИМ? Не будет ли это представлением образа?

Из книги Аверинцева:

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывает о преподобном Андрее Рублеве и его товарище по иконописанию, как они занимались таким подвигом, что целыми часами созерцали дивные иконы. Созерцали они их сидя. Это специально Иосиф Волоцкий оговаривает: не то чтобы они читали молитвы, клали поклоны и т.д. ... В то же время нельзя сказать, что они любовались, ибо тогда бы не говорилось о духовном подвиге. Они в безмолвии созерцали иконы. И явно Иосиф Волоцкий говорит об этом как о делании, которое вменено им в подвиг: «Сего ради и Бог прославил их»

Икона хорошего качества, автор которой имеет опыт глубокой молитвы, способна приобщить зрителя этому опыту, способна продвинуть в молитве. Но это происходит не с любой иконой.

Созерцание хороших икон - это один из видов умного делания.

Как бы это привязать к практике умной молитвы для усиления? ещё бы музыку подходящую добавить,  а то тишину дома не найдёшь, одел бы наушники и то что надо, но не могу найти такую музыку, что бы покаянные чувства возбуждала или молитвенный настрой
включайте Псалтирь
Храни вас Бог!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #144 : 28 Ноябрь 2016, 01:25:58 »
Elena, Андрей иконописец. И такой способ практики думается вызван именно этим. Умное делание тут опосредовано. Имхо ошибочно по внешнему представлению делать такие выводы.

Через созерцание иконописи (хорошей) можно выйти на состояние тишины ума. Таков, например, мой опыт, он был приобретен еще до того, как вообще стала молиться Иисусовой молитвой. Андрей Рублев - молитвенник, имевший опыт исихии. Этот видно из его икон.

Но этот путь (приобщение молитвенному опыту через икону), наверно,не для всех. Нужно иметь эстетическкий вкус, чтобы быть способным найти хорошие образцы, нужно уметь смотреть.   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #145 : 28 Ноябрь 2016, 07:06:03 »
Рублев - иконописец. Волоцкого никогда исихастом не называли. Мление перед старинной иконой хорошего письма может и быть признаком эстетического вкуса, но эстетический вкус еще далеко не вкус духовный. Вообще, сакрализация тварного - любимое занятие падшего ума.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #146 : 28 Ноябрь 2016, 08:29:06 »
Молиться то на икону можно, но нужно помнить, что молися не иконе, а Богу...  Попривыкнув к такому образу  моления, можно уже и  без иконы молиться. Имхо.
Основное условие умной молитвы не создавать образов. Как же в случае практики ИМ со вниманием на икону? Это же готовый образ?

Для новоначальных молиться с образами как бы не запрещено, а порой даже полезно  -главное, не особо на этом зацикливаться, а приучать  себя к  безобразному образу моления.

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #147 : 28 Ноябрь 2016, 11:32:24 »
Как раз вчера была в Третьяковке.
Невозможно молиться "перед иконой" или "на икону" (что это, вообще?) Спаса Рублева. 
Там возникает совершенно иное. Коннект. Безмолвие. Пребывание. Оно там физически присутствует. Молитва как прошение там, вообще, невозможно. Слова невозможны. Ничего, кроме безмолвия. Оно не в иконе, но через нее. И это не вопрос эстетического вкуса, думаю.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #148 : 28 Ноябрь 2016, 12:11:39 »
Есть такое наблюдение - УД это работа, внутренний процесс, ориентированный от ума на тело и далее во вовне. Процесс преображения, степень которого может быть очень разной на разных этапах его прохождения. Поэтому после молитвы вы никогда не будете теми же, какими были до нее. Созерцание иконы (которую справедливо сравнивают с окном, через которое идет свет) - процесс внешний. И он может помочь раскрываться тому, что в вас уже есть. Но это не то делание. В вас тот же Свет, что вы чувствуете (или не чувствуете) через икону. Его и нужно "ловить". Этот коннект, безмолвие, пребывание - это ступор внешнего человека, когда он наталкивается на неведомое. И глоток свежего воздуха для человека внутреннего, который Его чувствует. Но это не работа по преображению естества, которая возможно может там и присутствовать поверхностно. Он не в иконе, и не через нее, а в вас. И икона тут как бы и не при делах. Так что, как мне видится, в таком ступоре больший процент именно эстетического. Духовный вкус ощущается в себе, и ему икона как бы и не нужна.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Внутрьпребывание
« Ответ #149 : 28 Ноябрь 2016, 12:32:21 »
Созерцание духовного света - через икону - процесс не только внешний. Здесь задействовано много слоев, которые могут быть не согласованными и даже противонаправленными. Эстетика созерцания - принадлежит миру внешнего человека, но корнями уходит в глубину сакрального оккультно-душевного пространства, за которым может брезжить и духовный свет.

Через икону может просвечивать Дух, а могут и являться всевозможные духи вплоть до бесов. Ведь и для них икона может стать окном-лазейкой, которую открыли нечистые сердца и руки, создавшие специфическую ауру вокруг иконы.