Исихазм

Автор Тема: Духовные дары  (Прочитано 75677 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #270 : 04 Май 2014, 10:55:03 »
Вкратце.

Краевед хорошо сказал в #243 от 30 апреля о даре различения духов. Вроде бы и про очевидное говорил, но, похоже, не всеми до конца осмысленное.

Добавлю следующее. Дар видения своих грехов не тождественен дару различения духов. Эти дары сопрягаются, но последний неизмеримо больше и выше. В видении грехов делается акцент на негативный план, дар же различения духов, прежде всего, предполагает видение чистоты и света.

В узком смысле - и с позиции внешнего человека! - дар различения духов предполагает неложную идентификацию невидимых духов (через тонкое видение, слышание и пр.) .  При таком представлении об этом даре выделяется его оккультная составляющая.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #271 : 04 Май 2014, 15:27:42 »
....
....

В посте Краеведа очевидные вещи, которые понятны и против них никто не спорит.

Камнем преткновения в теме стали не сами мысли участников, а констатация несовместимости конкретной мысли, высказанной одним из участников, с учением отцов. Причем для обоснования этой несовместимости в теме публикуются не сами тексты отцов, а индивидуальное осмысление этих текстов авторами постов.

В теме была приведена всего одна цитата из отцов, из которой ясно, что она вполне сочетается с критикуемым высказыванием. Противоречия между мыслью: "вместо поиска особого дара можно прилепляться ко Христу" с высказыванием Исаака Сирина не вижу, вижу соответствие.   

Цитировать
Прочитав мнение Александра о том, что ответ был несколько раз, я взял учение отцов о дарах (они же - добродетели, как результат даров - противоположностей страстей), а именно - деятельное учение, по темам глав.

Учение о добродетелях у отцов было - они его заимствовали из античной философии. Но нигде не говорится о стяжании этого как даров. То есть, особого учения о  дарах не было (возможно, я не в полноте владею материалом) . Были отдельные мысли, на основании которых позднее богословие выстроило свои умозаключения. А тогда не шла речь о задаче стяжать это как дары. По крайней мере, я такого не нашла.

Поэтому мой вопрос остается в силе: если кто знает тексты отцов именно о дарах - приведите их, пожалуйста, в теме.

Дар различения духов в православии считается одним из самых важных (и высоких).

Подтвердите, пожалуйста, вашу мысль конкретной святоотеческой цитатой.

P.S. С самой вашей мыслью (с ее содержанием, если не соотносить ее с отцами), Александр, я согласна.
« Последнее редактирование: 04 Май 2014, 16:21:37 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #272 : 04 Май 2014, 15:29:07 »
Добавлю следующее. Дар видения своих грехов не тождественен дару различения духов. Эти дары сопрягаются, но последний неизмеримо больше и выше. В видении грехов делается акцент на негативный план, дар же различения духов, прежде всего, предполагает видение чистоты и света.

В узком смысле - и с позиции внешнего человека! - дар различения духов предполагает неложную идентификацию невидимых духов (через тонкое видение, слышание и пр.) .  При таком представлении об этом даре выделяется его оккультная составляющая.

Спасибо, что делитесь своим опытом и его осмыслением. Надеюсь, что эти мысли будут вами как-то раскрыты. Хорошо бы были еще конкретные примеры из личного опыта. Это мне здорово помогло бы....

Цитировать
дар различения духов предполагает неложную идентификацию невидимых духов

Это у меня насущная задача. Есть надобность выяснить, что  "сподвигает" меня упрямо возвращаться к пункту обсуждения, который для меня чреват обострениями.  :-) Наблюдаю некий внутренний импульс. Вести потенциально конфликтный разговор - это ценная возможность для меня наблюдать за процессом.  :-)  потерпите... Я действительно не всегда могу разобраться в своих внутренних реакциях.  :-(
« Последнее редактирование: 04 Май 2014, 16:19:45 от Elena »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #273 : 04 Май 2014, 16:45:06 »
Elena, Вы не знаете святоотеческого учения - в самом его известном классическом варианте.

Прп.Иоанн Кассиан Римлянин:

Когда, вкусив сна, утром, по восходе солнца, мы стали просить об обе­щанном рассуждении, то блаженный Моисей на­чал так говорить: «Намереваясь говорить о бла­ге рассудительности и важности ее, считаем нуж­ным доказать превосходство ее сначала мнения­ми отцов, чтобы, показав, как думали о ней или говорили наши предки, и представив как в пре­жние, так и в новые времена преткновения и падения многих, которые от того и подверглись гибельному падению, что не имели рассудительности, мы могли раскрыть пользу и выгоды ее, а рассмотрев это, чтобы нам лучше научиться, как мы должны желать и приобретать ее, смотря на важность благодеяния и благоприятства от нее. Ибо она есть не малая какая добродетель и не может быть приобретаема одним человеческим тщанием, а подается по Божественной благодати и дару. Она причисляется к особенным дарам Святаго Духа, о которых говорит Апостол: «овому бо Духом дается слово премудрости... дру­гому же вера, темже Духом: иному же дарова­ния изцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом»; и после исчисления духов­ных даров прибавляет: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуж-до якоже хощет» (1Кор.12,8—11). Итак, види­те, что дар различения или рассудительности есть не земной и не малый, но величайший дар Божественной благодати. Если монах не будет искать его со всем тщанием и посредством здра­вого рассуждения не приобретет этого различе­ния входящих в него духов, то он, как блужда­ющий ночью в густой тьме, не только необходимо будет падать в глубокие рвы пороков, но часто претыкаться и на гладких и ровных местах.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #274 : 04 Май 2014, 19:45:00 »
Но есть не только оккультное, но и божественное, истинное, Христово, то что преподноситься как подарок готовым принять от Духа. А видение и слышание вызывают постоянное сомнение у духовного, и отказ принять, если Он не рядом.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #275 : 04 Май 2014, 19:59:08 »
Цитировать
После сего Герман сказал: «И новейшими примерами, и мнениями древних отцов довольно доказано, что рассудительность есть источник и корень всех добродетелей. Но мы желаем знать, каким образом можем приобресть ее и как можно отличить истинную, от Бога происходящую, рассудительность от ложной, притворной и диавольской?»
А ведь это только четвёртый - пятый века.

Начиная с 21-й главы http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kass/10_sob/txt01.html
и заканчивая 10-й главой тут http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ioann_kass/10_sob/txt02.html

Как-то так.
Но нужно учитывать, что много советов относятся к состоянию, когда дара рассудительности ещё нет.
Гы... Чтобы это учитывать, нужно... в юмор....
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #276 : 04 Май 2014, 22:18:54 »
Elena, Вы не знаете святоотеческого учения - в самом его известном классическом варианте.

Если бы знала, не просила бы помощи. Спасибо за цитату, буду знакомиться с трудом Кассиана...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #277 : 04 Май 2014, 22:39:50 »
О даре различения и его важности, когда начинаешь знакомится с творениями отцов-подвижников, узнаешь быстро. Умственно. А затем этот опыт должен быть получен на практике.

Вопрос, конечно, риторический. Откуда столько апломба у людей, серьезно не изучающих святоотеческое наследие с его огромным духовным потенциалом и практическим опытом? Они столько спорят, не зная даже начальных положений. О важности дара различения можно узнать, читая только свт.Игнатия, хотя он выдает облегченный пересказ...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #278 : 04 Май 2014, 22:58:51 »
О даре различения и его важности, когда начинаешь знакомится с творениями отцов-подвижников, узнаешь быстро. Умственно. А затем этот опыт должен быть получен на практике.

Вопрос, конечно, риторический. Откуда столько апломба у людей, серьезно не изучающих святоотеческое наследие с его огромным духовным потенциалом и практическим опытом? Они столько спорят, не зная даже начальных положений. О важности дара различения можно узнать, читая только свт.Игнатия, хотя он выдает облегченный пересказ...

Александр, мотивация моей настойчивости в этом вопросе - то, что дело касалось трений, возникших в общении (вопросу обоснованности оценки, вынесенной другому лицу). Можно было бы сразу предоставить данную ссылку в ответ на мой первый прямой вопрос, и ненужный виток обсуждения не возник бы.

Поверьте, я пыталась найти у отцов материал, подтверждающий ваши мысли. Сама пыталась и спрашивала у других форумчан (в личке). Никто, кроме вас, не смог мне предоставить искомый текст. Так что спасибо за помощь. Труд Кассиана пока читала только отрывками, нужно будет изучить подробнее. 

Цитировать
О даре различения и его важности, когда начинаешь знакомится с творениями отцов-подвижников, узнаешь быстро. Умственно.

То, что я согласна с вашей мыслью, уже озвучила выше. Так же как озвучила личную насущную надобность в разбирательстве с этим вопросом.

Вот у меня, например, такой вопрос: откуда возникает феномен слышания у человека, который до наступления момента слышания не занимался никаким "утончением слуха", не "очищал сознание". Что делать в этом случае человеку, который в принципе не способен разобраться в хаосе услышанного...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #279 : 04 Май 2014, 23:07:06 »
Феномен слышания - вещь обычная. Только в силу дебелости внешнего человека это слышание, как правило, остается за порогом восприятия. Если не бояться и не превозноситься, то не сложно пройти мимо.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #280 : 04 Май 2014, 23:22:01 »
Феномен слышания - вещь обычная. Только в силу дебелости внешнего человека это слышание, как правило, остается за порогом восприятия. Если не бояться и не превозноситься, то не сложно пройти мимо.

Мне было сложно. Как теперь понимаю, из-за боязни за свою психику. На первых порах считала, что это признак схождения с ума.



veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #281 : 04 Май 2014, 23:38:56 »
Наблюдаю некий внутренний импульс. Вести потенциально конфликтный разговор - это ценная возможность для меня наблюдать за процессом.  :-)  потерпите... Я действительно не всегда могу разобраться в своих внутренних реакциях.  :-(
тут ведь нет ничего удивительного, есть два вида пищи, пища единения, суть пища света и пища тьмы, раздоров, конфликтов...и каждый потенциально чем восхищен, что ценит, то и выбирает, или скорее выбирал бы если б имел в себе различие...и вот странно, ведь глуп не тот кто ступил или даже тупит по нечайности, а то кто упорствует в глупости, "сподвигаем" духом лести.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #282 : 04 Май 2014, 23:57:50 »
глуп не тот кто ступил или даже тупит по нечайности, а то кто упорствует в глупости, "сподвигаем" духом лести

Согласна с вами.

Для того, чтобы выбрать тактику по отношению к имеющемуся устойчивому душевному движению (которое не есть случайность, воспроизводится не единожды, а раз за разом), нужно, во первых, увидеть само это движение, а затем оценить его  качество. Если оценишь как промашку (случайную глупость), и эта оценка правильная, то от этого, как правило, легко избавиться.

Обычно все много сложнее. В душевном комплексе намешано всякое, разнородное. Плохое паразитирует на хорошем. Пока не разлепишь, не удается лишить паразита "жизненных энергетических соков". Энергия-то человеческая, благая, только извращенная. Ситуация брани имеет истоком не внешнее, а внутреннее происхождение. Обычно  длительная атака сопряжена с наличием искаженного вИдения, с какой-то внутренней смысловой ошибкой. Разумение ошибки открывает путь к избавлению. Таков мой опыт, не настаиваю.


Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #283 : 05 Май 2014, 13:41:59 »
...Ощущение живого Божьего присутствия.

Это нуждается в испытании, как на ваш взгляд?

Наверное, все в нашей жизни, так или иначе, проходит проверку испытанием. Лучше, если мы делаем это сознательно. И то, что не проходит испытания, служит  тем, от чего мы отталкиваемся (удаляемся) при своем движении.  А то, что прошло проверку испытанием – служит магнитом, притягивающим наше сознание. Испытывать духов – это значит, учиться двигаться, учиться ясно видеть свой Путь и то, что движет тебя на этом пути... Дух Любви, Дух Христа – это и есть тот самый магнит, который притягивает к себе наши сердца. Учиться различать духов – это еще и учиться постоянно, при любых обстоятельствах жизни чувствовать силу этого магнита, чтобы быть ей верными...

http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm#p26

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #284 : 05 Май 2014, 14:21:03 »
Наверное, все в нашей жизни, так или иначе, проходит проверку испытанием.

Здесь приведена ссылка на Евагрия. Вы знакомы с его богословием?

Тут есть о чем поговорить в контексте обсуждения дара различения духов...

...Ощущение живого Божьего присутствия.
Это нуждается в испытании, как на ваш взгляд?
Наверное, все в нашей жизни, так или иначе, проходит проверку испытанием....

Ваш ответ представляет из себя общие рассуждения, против них нет возражений. Но вопрос был очень конкретный, по поводу конкретного опыта.
« Последнее редактирование: 05 Май 2014, 14:33:43 от Elena »