тема уводится в сторону невысокого ментального осмысления.
Да, "ментально" я не высоко забираюсь. Я не могу
физиологический процесс ставить в один ряд с духовным и что-то раздувать в этом плане.
Тут принцип элементарного трезвения. Иначе как раз и получается, та самая "прелесть", о которой любят упоминать.
Самый способ и действие прелести состоят, во-первых: во вражием приобщении в похоти внутренних чресл, и, во-вторых: в призраках и мечтании ума. Предостерегая от первого, святой отец говорит: хотя враг и преобразует естественное движение чресл, как бы в духовное, вместо духовной теплоты, возбуждая свое жжение, и вместо веселия, принося бессмысленную радость и заставляя принимать свою прелесть за действие благодати, но время, опыт и чувство изобличают его обман.
Тут как раз и не хочу вдаваться ни в какие "призраки и мечтании ума". Не считаю это действием благодати. Не настраиваюсь ни на какие поиски врага. С осторожностью принимаю, как есть и использую там, где это находит естественное место - в молитве, в литургии, в евангелдьских встречах, в общении с людьми, в преподавании.
Ну и кроме того есть еще моменты
выхода в глубину - и здесь не сужу, прислушиваюсь и ценю данный мне опыт. Надеюсь на Бога, на его водительство.
противопоставление "этическое-аскетическое" вообще песня.
Без различения этих двух планов жизни невозможен трезвый взгляд.
Даже в Добротолюбии полно сюжетов о том, как праведным монахам в качестве образцов б
Ольшей праведности были явлены примеры мирян, ничем внешне не примечаельных, а иногда вообще сомнительных (никогда не занимавшихся никакими внутрениими разборками на предмет оценки и совершенствования своей праведности). И тем не менее утверждалось, что праведность этих мирян превышала праведность монашествующих.
Я не о том, что предпочтительней, какой путь. Я о том, чтобы РАЗЛИЧАТЬ.
Есть процесс отсечения воли, как момент внутренней рефлексии, когда ставится определенная аскетическая задача.
А есть процесс проживания жизни, биографии в границах конкретных событий. И именно в этих конкретных событиях реализуется задача соотнесения своей воли и Божъей. Примеры - жертвоприношение Авраама, сюжет Книги Иова, сюжет отвоевывания права первородства Иаковом (не совсем "правильным путем"). Тут свобода поступка и взятие на себя ответственности вместо изначального отказа от поступков (вообще отказа от мирской жизни, где только и может быть реализован настоящий поступок).
В этом отношении показателен сюжет притчи о блудном сыне. Сопоставление двух характеров - "блудного" и "послушного". В итоге второй много проигрывает первому.
Главное, что хочется зафиксировать:
очень много советов, водительства, наставничества со стороны монашествующих тем, кто в миру (многие из этих советов малоприменимы. или совсем неприменимы)
и совсем отсутствует обратный поток "обмена опытом".
Полнота, на мой взгляд, во ВЗАИМООБМЕНЕ. Тут и той и другой стороне есть чему поучиться.