Исихазм

Автор Тема: Поясничный змей  (Прочитано 162911 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #150 : 13 Декабрь 2007, 18:21:10 »
Леонид, очень хочется найти Жизнь и зажить в ней легко и свободно. Но, увы, путь к Жизни, к Любви неизбежно проходит через подвалы Смерти. Поэтому приходится спускаться вниз и заниматься "грязной" работой.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #151 : 13 Декабрь 2007, 19:34:49 »
Леонид, Александр не раз уже говорил на форуме о танатизме в монашеской среде. Вещь непростая - путь к Жизни, к Любви проходит через пустыню Смерти. Такая уж у нас, человеков, планида :-) ...Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный (Песнь Песней, 8:6).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #152 : 13 Декабрь 2007, 23:01:31 »
Цитата: Леонид
Ну не надоело вам еще уже по седьмому кругу вращать эту "ночно-мокротную" тему вовлекая все новых и новых желающих высказаться и поделиться?

Надоело, конечно.

Я все ее хочу в другое русло повернуть (не для того начинала).

Но не получается.

Буду продолжать попытки (попытки поворота).

Я не думаю, что все, что здесь есть, не стоит внимания. Вот люди стали говорить, раскрываться.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #153 : 13 Декабрь 2007, 23:18:05 »
Лена. Спасибо, что поделились.

Цитата: Lena
Я описывала недавно где-то тут, какие сильные ощущения во мне вызвало "обращение" к одному гуру- сплошная энергия, радость, смех.


Мне кажется, что у нас разные задачи и разные пути по жизни. Разные отправные точки.

Моя отправная точка - не лезть и не соваться ни в какие сомнительные манипуляции с сознанием - ни в экстрасенсорику, ни в подчинение какому-нибудь гуру, ни в какие эзотерические практики.

Моя установка - мы можем заниматься тем, что уже есть у нас, как наша органичная часть.  В рамках того, что нам доступно, мы и живем.

Если же мы влезаем в опыт (мистический, изотерический, наставнический)  -  чужой опыт, который пользуем в качестве своего -  тогда могут быть проблемы.

Я имею дело со своим личным опытом, от которого мне не уйти.
Значит мне нужно с ним как-то разбираться.
Что я и делаю.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #154 : 13 Декабрь 2007, 23:26:31 »
Цитата: stas
Когда вспоминаю свое не очень далекое прошлое...

Наверно после этого сообщения не смогу больше участвовать на этом форуме.

После этого сообщения только и начнется ваше реальное участие.
Это всегда сложно - делиться. Мне ваши слова очень помогли.



Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #155 : 14 Декабрь 2007, 00:29:57 »
Здесь хотелось бы мне предложить отрывок текста "О прелести" (о котором я упоминал вначале нашей темы) Григория Синаита:

Цитировать
…иногда враг внутри (есть переводы – "внутренний враг" ) природных чресл мечтательно видоизменяет духовное, как хочет, предлагая одно вместо другого. Он вместо теплоты наводит неравномерное жжение, так что душа отягощается этого рода хитростью, вместо веселья возбуждает бессловесную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие. (Хотя враг), укрываясь от неопытных, пытается свое обольщение выставить (под образом) действия благодати, но время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают его (врага) перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Гортань - , по слову Писания (см.: Иов 34, 3), - различает яства, то есть вкус духовный показывает ясно и безошибочно все, каково оно есть.


Да, но вкус духовный надо еще приобрести. У человека плотского налицо полнейшая "духовная агевзия".

Важный текст. В православной среде не любят ссылаться на  Григория Синаита и Григория Паламу, Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Максима Исповедника, на обоих Каллистов, Макария Великого, Евагрия, Дионисия и ряд других святых, подвижников и мистиков. И потому не любят, что они говорят слишком дерзновенные речи, в которых и глубокое богословие, и высокий мистицизм и проповедь любви, и стремление эроса. Эти святые разрушают идиллическую проповедь исключительного недостоинства человека, ибо, зная о падшести и слабости человека, недостойного взирать на Бога, они говорят и о человеке, имеющем дерзновенную любовь к Богу, могущем разговаривать с Ним в лучах Его благодати, и обретающем в Господе утраченное ранее достоинство.

И вот слова Григория Синаита: время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают его (врага) перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Григорий Синаит ясно говорит о том, что через опыт надо пройти, а не сбегать от него, и тогда придет понимание того, что есть действие благодати и что есть ее подлог. Есть неравномерное жжение и есть теплота, есть веселье и есть бессловесная радость. Только опыт может показать отличие, никакие "правильные" слова и нравоучения в этом деле не помогут.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #156 : 14 Декабрь 2007, 05:42:30 »
Опять-таки, и у еп. Вениамина греческое οσφυς   переводится как чресла. Но немногие задаются себе вопросом, что, собственно, чресла обозначают. Я вот тоже изначально привык к этому слову, и думал, что чресла – это половые органы. Правда, не очень понимал как их, по библейским текстам, можно препоясать :-). Но потом вопрос стал для меня актуальным, и я уяснил, что чресла – от греч. οσφυς  - это часть тела от крестца  до копчика.

Нужно иметь филологический нюх, чтобы домыслить, что старославянское (а лучше сказать, староболгарское – оттуда же первые переводы с греческого-македонского пошли) чресла имеют корень крес – оттуда и славянское кресало (седалище – кресло) и воскресение и крест и крестец.

 Примечательно, что вопрос о чреслах был задан на форуме армянкой Kyria Azatyan.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #157 : 14 Декабрь 2007, 06:15:13 »
Alexander:
 
Цитировать
Эти святые разрушают идиллическую проповедь исключительного недостоинства человека, ибо, зная о падшести и слабости человека, недостойного взирать на Бога, они говорят и о человеке, имеющем дерзновенную любовь к Богу, могущем разговаривать с Ним в лучах Его благодати, и обретающем в Господе утраченное ранее достоинство.
Alexander, прекрасно сказано. Но надо такие слова произносить на форуме многажды, чтобы они дошли до внутреннего уха.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #158 : 14 Декабрь 2007, 06:41:23 »
Примечательно по Григорию Синаиту, что  "время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают врага".
Это и мой ответ Maska о выявлении прелести. Бывает очень часто, что свое прелестное состояние распознаешь, но вылезть из этого состояния бывает непросто.

Время - важный фактор в духовной борьбе.

 Такой пример: немногие, наверное, знают, что о. Иоанн Кронштадтский многие годы был пленяем страстью к табакокурению (он курил сигары) и временами достаточно злоупотреблял  алкоголем. Бывало, нередко он служил вечерние богослужения в достаточно нетрезвом состоянии, усугубленным табакокурением. Он раскаивался, но опять и опять прдолжалось тоже самое.

Для него потребовалось немало времени, чтобы порвать со своими вредными привычками.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #159 : 14 Декабрь 2007, 08:45:40 »
Цитата: Леонид
Ну не надоело вам еще уже по седьмому кругу вращать эту "ночно-мокротную" тему вовлекая все новых и новых желающих высказаться и поделиться?
Я все ее хочу в другое русло повернуть (не для того начинала).
В какое же? Какую цель вы имеете в этой теме?
Уважаемая Maska, не знаю, благодатен ли ваш опыт или нет - лучше решите это сами, но вот что не благодатно точно - это постоянно потакать своему желанию говорить о подобных вещах, о подобном своём опыте. По-настоящему благодатный опыт, данный Господом, отличается ещё и тем, что по отношению к нему отсутствует желание его обсуждать с кем-то, тем более принародно. Вроде и хочешь - а язык не очень-то покушается на это.
Были подвижники, видевшие свет, озарявший их изнутри, видевшие внутренние свои органы, видевшие ангелов каждый день и беседовавшие с ними как мы беседуем с людьми. Только не ангелы то были. И свет тот был не Фаворский и внутренний взор человеческий по Богом данному своему свойству способен проникать сквозь материю, а мы просто потеряли и забыли это свойство... Это - тварное, к Господу не имеющее отношение и более того - от Него отвлекающее, то есть - прелесть. Вот вы всё носитесь с этими своими ощущениями, а в этот момент Господа нужно поминать в сердце со всем вниманием. Гордыня или нездоровый интерес - вот плоды таких состояний, если им потакать.
Ещё раз повторю это золотое правило: "Не отвергай и не принимай". Когда ты отвергаешь - ты помнишь о том, что отвергаешь, но не о Господе. Когда ты принимаешь - ты помнишь о том, что принимаешь, но не о Господе.
Постепенно в молитве и поймёте свойство этих своих ощущений - они будут либо созвучны молитве, либо противны ей и её действию и чем дальше тем больше это будет видно. Это фактически - созвучность Духу Божием или не созвучность Ему.
Прошу прощения.
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2007, 08:53:56 от plot »
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #160 : 14 Декабрь 2007, 12:21:36 »
Позволю не согласиться с plot'ом... и весьма не согласиться :) Благодаря этой теме мы смогли выбраться из застойного болота пустых постов. Комментарии Маски ясные, взвешенные - и скажу жестко - неприятные для оцепенелого сознания. Неприятные вот в каком смысле: они несут большой заряд энергии и освещают темные уголки ума. В невидимом мире (человеческой души) достаточно много сил, которые не терпят такого вмешательства. Все попытки мои и Igor'я говорить на серьезные темы встречают сопротивление в известных формах: ах, зачем это нужно?.. ох, этого такой-то святой не говорил... вах, а такой-то говорил - так, давайте, опять забудем его слова... или переврем... и пр. 

Посредственное знание Евангельских текстов, поверхностная проработка подвижнической и святоотеческой литературы, упорное нежелание познакомиться с азами паламитского богословия - это нормально, это норма, это не вызывает внутреннего отталкивания! Нет побуждения - есть сон и копошение при свете грошовой лампочки неочищенного ума.

И вот зажглась лампочка ума - прошу простить меня за такие образы :) - более яркая. И сразу крики: это ненормально, это не Солнце, этого вообще не надо! А что надо: скатиться в уютную полутемноту заплесневелой жизни ума и мысли?  Комментарии Маски несут яркий собственный свет. Маска и не утверждает, что это свет Солнца. И знакомый голос "дирижера": выключите свет - спать мешает...

Хочу огласить некоторые предварительные "итоги" разговора:

1. У человека есть спящие силы (и способности). Те же силы и способности, что на поверхности (они и определяют внешнего человека, выражая его псевдоличность), - лишь эхо и высачивание редких и мутных струек воды из заброшенного источника в неведомой глубине...

2. Когда источник пробуждается, человек начинает наполняться его тварной силой в большей степени. И хорошее в нем, и плохое - усиливается.

3. Сама сила не имеет сексуального характера, но она возбуждает сексуальность человека, пока человек сексуален. Если же в человеке развиваются качества "ангела во плоти", то сексуальность исчезает. Происходит не уничтожение этого качества, а некая его сублимация в корне. Но сама сила - повторю это - отлична от сексуальной энергии. Существуют различные способы сублимации сексуальной энергии на более высоких уровнях, и они используются - с большим или меньшим успехом - в том случае, если корень не чист.

(Желание свести посты Маски к одной "ночной мокротности" страшно роняет тему и убивает смысл.)

4. Представления о действующей силе в человеке (спящей и активизирующейся в определенных случаях) не противоречат ни догматам, ни подвижническим наставлениям православия. Это тварная сила, которая может быть направлена и на благое, и на злое. И сама по себе эта сила требует очищения и  благословения от нетварного Божества. Неочищенная и не благословленная, она, развиваясь, поднимает способности человека до сверхчеловеческих, и человек переходит из разряда марионеток бесов в разряд сознательных служителей зла. Очищенная и благословенная, она в яркой форме проявляет себя в чудесных деяниях святых.

О таких святых Господь говорит: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #161 : 14 Декабрь 2007, 13:02:12 »
Александр, я, как это ни странно, склонен согласиться с вашими предварительными итогами.
Тем не менее, для меня лично совершенно не подлежит сомнению, что упомянутая вами сила может быть обожена и благословлена в полной мере лишь в контексте молитвенного движения ко Господу, как описано это у свв. Отцов. А в этом контексте упор делается именно на подходе "Не принимай и не отвергай", т.е. следи за тем только, чтобы ничто не отвлекало тебя от Предстояния. Только тогда всё, что должно развиться, разовьётся в правильной мере и всё что должно отмереть - отомрёт. Вообще тогда - будь что будет, что бы ни было.
Единственный смысл подобных разговоров я, пожалуй, вижу в выработке правильного отношения к явлениям подобного рода.
Олег

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #162 : 14 Декабрь 2007, 13:29:21 »
Какую цель вы имеете в этой теме?
Уважаемая Maska, не знаю, благодатен ли ваш опыт или нет - лучше решите это сами, но вот что не благодатно точно - это постоянно потакать своему желанию говорить о подобных вещах, о подобном своём опыте.

Делясь тем, что со мной происходит я как-то не предполагала, что внимание аудитории (почти всей) сосредоточится на его "мокротной" части (слово-то какое выдумали). Зто свидетельствует о том, что сия тема на форуме нуждается в проработке. То, что не пройдено, а только "обойдено" (нормальные герои всегда идут в обход), будет вставать на пути до бесконечности.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #163 : 14 Декабрь 2007, 13:37:11 »
Какую цель вы имеете в этой теме?
Уважаемая Maska, не знаю, благодатен ли ваш опыт или нет - лучше решите это сами, но вот что не благодатно точно - это постоянно потакать своему желанию говорить о подобных вещах, о подобном своём опыте.

Делясь тем, что со мной происходит я как-то не предполагала, что внимание аудитории (почти всей) сосредоточится на его "мокротной" части (слово-то какое выдумали). Зто свидетельствует о том, что сия тема на форуме нуждается в проработке. То, что не пройдено, а только "обойдено" (нормальные герои всегда идут в обход), будет вставать на пути до бесконечности.
То есть, вы задались целью помочь участникам форума проработать эту тему? Спасибо, конечно...
Вы сможете "обойти" в своей жизни эту тему? Думаю, нет. Вот и те, перед кем она тоже встала, её именно проходят, а не обходят. Просто проходить можно по-разному. А можно из застрять. Впрочем, я уверен, что у вас всё будет в порядке.
Олег

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Re: Поясничный змей
« Ответ #164 : 14 Декабрь 2007, 13:39:32 »
"Радость бессмысленная и сласть мокротная" - определение какого-то подвижника, может быть Лествичника, не помню точно. Это по поводу слова "мокротная". :)