Поскольку мы живем во "время книг", когда больше полагаешься не на советы духовника (если он вообще есть), а на святоотеческое наследие, то хотелось бы поговорить об искушениях, которые неизбежно возникают при чтении этих книг.....
Когда говорится о святоотеческой литературе, часто забывается одно важное обстоятельство. Мы знаем, что святыми становятся не вдруг и не в каком-то маленьком промежутке времени, и что святые, будучи тоже людьми с греховной или падшей человечекой природой, проходят путь очищения от страстей может быть даже всю свою жизнь, и только после их смерти, судя по плодам, можно с большей-меньшей уверенностью говорить о святости человека (ими творимые чудеса и их общеизвестность как святых людей при их жизни не есть доказательство их святости: вспомним, и сатана со своими поддаными может творить чудеса или обмануть людей, представляясь как ангел света, по слову апостола Павла). НО: многие из отцов Церкви, имея дар слова, писали свои творения иногда даже в очень молодых годах, когда очень трудно поверить, что они могли иметь ту же чистоту ума, что и, допустим, перед смертью или в последних годах своей жизни. Так, например, св. Иоанн Златоуст написал свое знаменитое слово о священстве (и многое другое), будучи молодым человеком, только дьяконом, если не ошибаюсь. Но сейчас, когда мы читаем произведения Отцов Церкви, все, что они написали, мы мерим одной мерой, забывая, что не все написано ими в их духовно зрелом возрасте. Вот в этом и есть причина того, что не всегда и не во всем святые могут быть правы, потому что не “всегда” они были святыми, не вдруг ими стали (и что, вообще-то, человеческая святость относительна, и нет такого способа, которым мы бы могли точностью мерить святость).
Но творения отцов Церкви, в их совокупности, НЕСОМНЕННО носят в себе свет Божий, от которого просветляется и наш ум. Наша жизнь и духовный опыт сами как-бы делают какую-то “очистку”, что-ли, или “редакцию”, всего литературного наследия, которое нам досталось от святых отцов. Один святой дополняет или “редактирует” другого, и в конечном итоге, наш ум, с Божией помощью, при наличии нашей духовно-активной жизни, воспринимает то из святоотеческих слов или мыслей, что соответствует истине. И тогда, естественно, человек для себя, для своей жизни, примет только то от святых, что соответствует именно ему, и не станет падать духом из-за того, что, допустим, кто-то жил в яме или на столбу, ел один раз в неделью, плакал все дни своей жизни и т.п., а он слишком далек от всего этого.
То есть, искушения от чтения или при чтении святоотеческой литературы постепенно отпадают с нашим возрастанием в опыте, и постепенно все становится на свои места. Один из моих духовных братьев мне говорил, что мы по-настоящему понимаем в книгах лишь то, что уже сами поняли. Я думаю, он прав. То есть, мы сами поняли, но не могли сформулировать понятое, представлять в словах, и в книге видим словарную форму того, что мы поняли.
888
Антиквар, в житиях святых есть примеры людей со слишком грешной жизнью (например, Мария Египетская и подобные ей, Моисей (из Древнего Патерика), который был разбойником и убийцой и т.д.), но которые потом достигли святости. Так что не все жития представляют нам ангелов с рождения.