Исихазм

Автор Тема: "Время книг" и его искушения  (Прочитано 27529 раз)

Kyria

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #45 : 18 Январь 2008, 15:30:27 »
Есть еще такая малопонятная современному уму черта, как буквализм (Пример: монах продает единственную свою вещь - Евангелие: "Я продал ту книгу, которая говорит мне: продай имение твое и раздай нищим"). Это конечно умиляет и очаровывает, но остается абсолютно недоступным и невоспроизводимым.

Этот поступок св. Серапиона очень важен для нас. И хорошо, что и такие чрезмерности можно найти в книгах. Он делал это, слушаясь своей совести. И для него это было нормально. Если бы мы тоже всегда слушались своей совести...

masha

  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #46 : 18 Январь 2008, 15:51:02 »
Антиквар, насчет "хождения по замкнутому кругу", Kyria Azatyan права - в Патериках довольно часто встречаются такие истории, когда человек всю жизнь борется с одним и тем же грехом. вполне нормальное явление - все мы в этом живем, если честны, конечно. Вспоминается еще рассказ митр Антония об одном священнике, который все никак не мог наладить духовную жизнь: ни молитва ему не удавалась, ни иные виды аскезы. Но при этом знающих его людей поражала неоскудевающая устремленность души к Богу, постоянный горящий порыв. Путей к Богу миллион, зачем сводить все к одной-двум моделям... Этим мне и нравится митр Антоний: он учит стоять в честности перед Богом - какой уж есть, таким и стоишь.

Цитировать
В данном случае имеется в виду не только физическое исцеление, но и другой смысл: исцеление как очищение и освобождение от греха. Что и является целью покаяния. Почему каешься, каешься, но не исцеляешься от греха? Очевидно, потому что нет веры. А у этих людей, дошедших до ручки, вера была. Или появилась благодаря скорбям и болезням. И потому они исцелились.
 
:-) Ну тут уж Вы очень категорично рассуждаете... Каждый раз во время таинства покаяния и Евхаристии происходит исцеление от греха. Почему не одномоментно? Это как при тяжелом заболевании длительный курс медикаментов  - один прием не поможет, излечение происходит медленно и постепенно. (Можно еще вспомнить лекарства отсроченного действия - когда результаты проявляются, скажем, через месяц)
А "до ручки" доходить опасно. Как правило, улетаешь в противоположную сторону от Бога

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #47 : 18 Январь 2008, 16:05:23 »
Есть еще такая малопонятная современному уму черта, как буквализм (Пример: монах продает единственную свою вещь - Евангелие: "Я продал ту книгу, которая говорит мне: продай имение твое и раздай нищим"). Это конечно умиляет и очаровывает, но остается абсолютно недоступным и невоспроизводимым.

Этот поступок св. Серапиона очень важен для нас. И хорошо, что и такие чрезмерности можно найти в книгах. Он делал это, слушаясь своей совести. И для него это было нормально. Если бы мы тоже всегда слушались своей совести...

Трудно согласиться. Обжорство наоборот тоже обжорство, чем и привлекает неофитов.

Kyria

  • Сообщений: 47
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #48 : 18 Январь 2008, 16:19:44 »
Есть еще такая малопонятная современному уму черта, как буквализм (Пример: монах продает единственную свою вещь - Евангелие: "Я продал ту книгу, которая говорит мне: продай имение твое и раздай нищим"). Это конечно умиляет и очаровывает, но остается абсолютно недоступным и невоспроизводимым.

Этот поступок св. Серапиона очень важен для нас. И хорошо, что и такие чрезмерности можно найти в книгах. Он делал это, слушаясь своей совести. И для него это было нормально. Если бы мы тоже всегда слушались своей совести...

Трудно согласиться. Обжорство наоборот тоже обжорство, чем и привлекает неофитов.

Не соглашайтесь. Ваше право.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #49 : 18 Январь 2008, 16:23:10 »
Тоже задаюсь вопросом, почему периодически падаю в одни и те же ямы. Стал понимать, что избавь сейчас меня Господь полностью от всех моих «болячек», которые я осознаю, мне будет это, мягко говоря, не полезно. Но это все же не значит, что их не стоит «лечить».

Наверно, бывает так, что положительные изменения не заметны. Открывается, что произошло исцеление, когда оно пройдет полностью, тогда же начинаешь осознавать другую "болезнь". И становится ясно, что ты стоишь в самом начале, и все еще впереди. имхо
яко немощен есмь

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #50 : 18 Январь 2008, 17:59:40 »
На духовном пути часто имеет место распространенный "паттерн" - подвижник делает два шага вперед, но потом один назад... и так снова, снова и снова. Но в целом, ведь прогресс есть, и за каждый шаг назад растраиваться не надо, главное всегда думать о том, как совершить, пусть не грандиозный, но все же следующий шаг вперед.

Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #51 : 18 Январь 2008, 23:53:47 »
Да что уж говорить о святых первых веков - от многих православных слышу, что весьма угнетает чтение св Игнатия и его "популяризатора" проф А.И. Осипова. Зачем тогда читать?
Каких православных угнетает?Которые милоти древних святых на себя примеряют?Ну м/б так им и надо,чтобы "пообломаться".
  Свт.Игнатий говорит,имхо,путь к Богу это смирение.Без смирения произойдёт вскипание всех страстей,что порождает уныние,длительное уныние порождает депрессию и т.д.
  Не лучше ли в своём ЛИЧНОМ  подвиге положится на Бога и Бог всё управит и даст ЛИЧНУЮ меру подвига.
  А не зная,конечно,своей меры впадёшь,имхо, в депрессию...
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #52 : 20 Январь 2008, 14:47:38 »
Cочинения свт.Игнатия Брянчанинова - вообще особая статья. Меня тоже в свое время отпугнула его тяжеловесная назидательность, мрачная тональность. Хотя я понимаю, что если продраться сквозь эту тяжесть, то можно почерпнуть очень многое. 
Быть может, свт.Игнатия не стоит рекомендовать тем, кто только начинает знакомиться с  православными духовными трудами, хотя все опять же зависит от конкретной личности.

Тоже задаюсь вопросом, почему периодически падаю в одни и те же ямы. Стал понимать, что избавь сейчас меня Господь полностью от всех моих «болячек», которые я осознаю, мне будет это, мягко говоря, не полезно. Но это все же не значит, что их не стоит «лечить».

Наверное, это правильное понимание. Другое дело, что в моменты, когда оказываешься в "яме", такие мысли не очень помогают. Но это уже у всех по-разному бывает.

На духовном пути часто имеет место распространенный "паттерн" - подвижник делает два шага вперед, но потом один назад... и так снова, снова и снова

Возможно, но проблема в том, что вряд ли можно уверенно говорить: делаешь ли "два шага вперед -  один назад" или "один вперед - два назад". Или вообще топчешься на месте. Здесь, наверное, была бы очень важна роль духовника, а вот Книги в тяжкие моменты не всегда бывают подспорьем, как неверно подобранное лекарство. Но дело, конечно, в первую очередь в уме, а не в Книгах.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #53 : 20 Январь 2008, 20:56:48 »
А может попробовать стоит тогда почитать что-то попроще? Например, книги (и проповеди) Антония Сурожского дышат такой чистой любовью, и ИМХО, понятны и приятны даже самым маленьким и "людям мирским". И его уровень, по моему мнению, это уровень святых отцов. Да и ведь, с дургой стороны, путь к спасению не в том состоит, чтобы слепо вкусить и переварить всю патрологию.

Кстати, мне Григорий Палама, к примеру, читается намного легче, чем Игнатий. У Игнатия, мне кажется, много издержек.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #54 : 20 Январь 2008, 21:07:28 »
По моему мнению, проповеди Антония Сурожского и чище, и глубже, и ближе современному читателю.

Vlamyst

  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #55 : 20 Январь 2008, 21:38:28 »
Позвольте присоединиться к обсуждению.

Меня в последнее время начинает в сон клонить при чтении, даже если это мне очень интересно читать, но стоит только отложить книгу - сонливость как рукой снимает...
Такое ощущение что как будто её нагоняет "кто-то" (известно кто).
Через это проходит всякий, кто всерьез приступает к изучению Библии. Особенно резко это проявляется при чтении псалмов. Я согласен с участником Gior: это - почти физиология.

Дело в том, что эти тексты несут в себе сильнейший заряд не ощущаемой обычными органами чувств "энергии", направленной на "раскрытие" - иными словами, восприятие духовного мира. Я бы не стал сразу валить на "известно-кого". Просто наш организм не готов принять эти "энергии" и рефлекторно "схлопывается", уходит в "закрытие". Отсюда и сонливость, которую как рукой снимает, когда откладываешь книгу в сторону. Нечто подобное происходит, когда распахиваешь ставни в темной комнате, и в нее врывается яркий солнечный свет - зажмуриваешься. Нужен некий период адаптации, чтобы симптомы пропали.

У меня на это ушло примерно два месяца. Но со мной такое происходило только при чтении псалмов, а святоотеческую литературу я читаю без малейших признаков сонливости. Может быть, потому что такой "бесчутый". А может - организм уже адаптировался. Ведь к ней я приступил позднее.

Vlamyst

  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #56 : 20 Январь 2008, 22:30:07 »
...В-четвертых, кажущиеся противоречия. Один Святой Отец говорит одно, другой призывает вроде к противоположному...
Вопрос:

Кто-нибудь пробовал свести воедино наставления Свв. Отцов по "практике" умного делания и проанализировать, в каких случаях, кому и по какой причине рекомендуется одно, а другому другое?
Так можно было бы снять хотя бы часть кажущихся противоречий.

Давно собираюсь, но всё руки не доходят.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #57 : 20 Январь 2008, 22:33:35 »
Туту вот еще что надо учесть при чтении книг. Наверно, более интуитивному по характеру человеку легче приучиться к святоотеческим текстам, тогда как чувственному труднее. В пору неофитства очень трудно найти "золотую середину". Интуитивная личность будет еще более уходить в интуицию внутреннего мира (и построение своего внутреннего мира) через святоотеческие тексты, что равносильно "непопаданию в цель". А чувственную личность, чаще ориентирующейся на внешние ощущения, конечно же, клонит в сон, что в общем, тоже "непопадание в цель".

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #58 : 23 Январь 2008, 09:35:37 »
Другое дело, что в моменты, когда оказываешься в "яме", такие мысли не очень помогают. Но это уже у всех по-разному бывает.

Они не то чтобы не помогают, их вообще в этот момент нет, у меня по крайней мере. Такие мысли появляються "в яме" когда начинаешь из нее выкарабкиваться. Конечно же нам хочется поскорее "выбраться", исцелиться сразу и от всего.  :-)

яко немощен есмь

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: "Время книг" и его искушения
« Ответ #59 : 23 Январь 2008, 23:32:23 »
Ещё один аспект, который по-моему не был упомянут. После чтения книг о высокой молитве, а так или иначе мало кто знает что именно надо читать вначале, да и просто любопытство иногда. Так вот после чтения, к примеру, Григория Синаита о образах молитвы, очень тяжело потом творить молитву "просто", с покаянием, хочешь не хочешь лезут помыслы о сердечном месте, появляется самонаблюдение, и до самолюбования уже совсем недалеко. А ещё дыхание во время молитвы, эти попытки повторить как написано где-то. Очень сильно отвлекает от самой молитвы и от Бога. Это с чем я столкнулся после чтения некоторых книг.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.