http://seelenwacht.livejournal.com/42819.htmlВ терминологии прп. Максима пол определяется не логосом (природный логос, предшествующий творению человека является одним и тем как для мужчины, так и для женщины, о чем он пишет в ВОФ), но представляет собой тропос существования природы, поэтому его можно изменить, следовательно, и пол превзойти в самом прямом смысле этого слова.
Изменить нельзя, можно только превзойти, упразднив вообще.
Выход из природных рамок в личностные - это и есть выход за пределы.
Логос человека - это одно, а логос природной женственности, или природной мужественности - это другое.
Это то что в иной традиции осознается и обозначается как ИНЬ и ЯНЬ. То, что существует как природный вектор развития, что своей разницей полюсов задает энергию движения (раскручивающиеся запятые ИНЬ-ЯНЬ).
И это не есть окаянное разделение грехопадшести. Это разделение-единение, основанное на взаимопроникновении стихий (в каждой запятой есть вкрапление противоположного цвета).
Природа, тварный мир - это глобальное тело ЧЕЛОВЕКА (человечества). Человек (мужчина+женщина) - микрокосм, он имеет выход на тАинственное раскручивание тварных энергий.
Вот в этом - в динамическом управлении тварным и есть предназначение разных мужеско-женских акцентов общей человеческой природы. После грехопадения это потеряло актуальность - связи человека с природой были разрушены.
Душа беспола - это ключевой момент, и никакой мужественности или женственности на этом уровне нет. И у мужчин и у женщин все те же силы души и те же энергии, разница лишь в том, что какие-то энергии и только страстной части (желательной и яростной сил) превалирует у мужчин, а какие-то у женщин.
Если брать в контексте понимания Св. Отцов. то разницы, действительно, нет. И душа, действительно, беспола.
Но эта модель души, как особой сущности, автономной от тела (все-таки воспринимаю эту терминологию как одну из возможных) - это заимствование из эллинской философии. Ветхозаветной и евангельской образности это не свойственно.
Если же попытаться оперироваать менее наглядным, но более цельным понятием Писания "душа=жизнь", то есть как совокупность опыта, прожитого душой через тело, то этот итог напрямую связан с опытом пола.
Везде в рамках природного пол неупраздняем.
В рамках сверхприродного - упраздняется.
А теперь главный вопрос - что будет с человеческой природой по воскресении:
она упразднится совсем, или изменится?
Пока у Святых Отцов не нашла никаких прозрений на этот счет.
Они констатируют, что тело будет, но вот куда человек это тело задействует - не ясно (я уже просила поисковой помощи - поделитесь, пожалуйста, если где что читали об этом).
Если прояснится насчет природы человека в Царстве, то прояснится и вопрос о том, беспола ли душа. Насчет духа уверена - там пола не наблюдается. А вот с душой еще разобраться нужно...