Один из учителей... Иоганнес Иттен
“Мы впитываем все знания, так как мы опоздали, потеряли себя в мире...” Но есть надежда на выздоровление, просветление, ибо “пока еще люди не превратились в зверей и машины. Чтобы этого не произошло, им будет подарено пробуждение: искорка вспыхивает… стремление к реальности загорается, пламя выбивается наружу, пробивает сферы условности, и в свете, который светит сюда от Господа, лежит реальный мир. Тут колеблется сущее, и замерзшее плавится в пламени Утопии...”
"Учение - это не подготовка, и не деятельность, направленная на результат. Учение - это философия. Если бы мне в руки вместо кисти был вложен камень, я бы все равно стал Учителем. Средства, которыми мы располагаем, ничто в сравнении с нами. Хотя бы потому, что это мы произвели их на свет для облегчения труда. «В материале польза, в нематериале суть» - это понимали и древние. Сегодня в образовании царит плодотворный разброд. В борьбе идей родится новая истина. Но и она будет старой, как мир. Лишь одежда ее будет новой. Перед разумными учителями стоит вопрос - как учить. Как обучить пропорциям? Где поставить точку? Как положить светотень? Им нужны методики. Многим кажется, что учить вообще не стоит, что обучение убивает непосредственность и уподобляет ребенка взрослому. Искусство дадаистов - простая эксплуатация детского рисунка, детской непосредственности. Я - за мастерство, за Традицию. Как учили в прошлом - подмастерья копировали работы Мастера, при этом единицы двигались вперед, а большинство оставались копировщиками.
Мир и сегодня производит гениев поштучно. Но вернусь к Традиции. Ныне к ней ведут нетрадиционные пути. Жизнь обрела иные скорости, мы не волочимся в бричках, но несемся на поездах. С развитием цивилизации происходит расслоение целого, - и сверчки больше не могут найти свои шестки. Хаос. Каждый дудит в свою дудку, играет во что горазд. И главного виновника видят в старом. Уничтожение Традиции, якобы расчищает дорогу новому. А я говорю - нет нового. Есть новое отношение к старому. И для того, чтобы воспринять сегодня Традицию старых мастеров, нужны те же практика и анализ. Но в иной системе. Я выстроил нашу Систему по принципу парности всего и вся, по принципу контрастов. Идея вернет вас в Ветхозаветные времена, когда, перед потопом, Бог отобрал каждой твари по паре. Значит ли это, что скоро грянет потоп? И я, Иттен, катализатор этого процесса? Вполне возможно. Если книжные фантазии Жюля Верна превратились в дирижабли и аэропланы, почему же идея парности не может вызвать потоп? Но и это было. И мы живем после потопа... "
Свободный дух голодных художников – в фундаменте будущего искусства. Студенты и учителя живут коммуной, обедают в общей столовой. Еда отличается исключительной дешевизной и «содержит в себе гораздо больше чеснока и философии маздаизма, чем питательных веществ."
- Недоедать полезно, - поучает Итен, - Художник должен облагораживать свое существо, уничтожая в себе влияние материальных сил, изгоняя из себя элементы темного начала, прибегая к очищению, посту, медитации и дыхательным упражнениям, чтобы достичь состояния внутреннего успокоения, которое, в свою очередь, освобождает от повседневного гнета цивилизации.