Очень характерно все опять скатилось к обсуждению темы совокупления и его вреда-пользы для духовной жизни
. Все у нас как у тех солдатов, у которых только одно на уме.
Попробуем вернуться к теме.
Мне кажется в вопросе о действии страсти нужно затронуть и вопрос христианского понимания свободы. То есть свободы от греха, которую некоторые воспринимают как рабство Богу. Правильно, кстати, воспринимают.
Приведу слова св. Никиты Стифата
Освободивший члены свои от рабства страстям и предавший их в рабство правде, приблизился к освящению Духа Святаго, став выше закона плоти; и грех не будет уже обладать им, пребывающим в свободе и под законом Духа. Ибо не таков конец рабства страстям, каков конец работы правде: тот обыкновенно кончается мысленною пагубою души, а этот вводит в жизнь вечную во Христе Иисусе Господе нашем (Рим.6,12-23).
В тот момент, когда страсть поднимается и склоняет нас уступить ей, в этот момент мы и выбираем - в какое рабство предать себя. И понятно, что уступив страсти хоть немного, мы оказываемся у нее в рабстве. То есть результат, ожидаемый заблудшим разумом после уступки страсти, то есть - облегчение в брани, по-существу недостижим. И вместо легкости человек оказывается в плену. Кроме этого, мы знаем, что повторение чего-либо вызывает навык. Вот тут-то уже плен и вовсе тяжкий. И все мы с ним знакомы: пьянство, курение, сластолюбие и многое, многое другое.
Или, если, хоть какого-то уровня очищения достиг - муки совести, уныние, отчаянье. Расплата за лукавую попытку без Бога победить.