Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 150876 раз)

Re: Ум Христов
« Ответ #270 : 18 Ноябрь 2010, 09:09:22 »

Простите, что нарушаю установившееся в этой теме приятное молчание, но мне показалось, что хотя я и не могу сказать, что такое Ум Христов, но могу описать, как я им пользуюсь.

Уже лет семь я  наряду со спекулятивным (типа Тир) или интуитивным (типа Сидон) способами познания пользуюсь  методом, который для себя называю типа Хеврон (=связь, соединение), потому что в его основание положено обращение (богослужение) к Богу в полноте лица (от всего сердца).

Когда мне необходимо нечто узнать, а всякие соображения отсутствуют, то я откладываю испытуемую вещь в сторону, и возношу ум к Богу в Иисусовой молитве так, чтобы точка внимания стояла в точке целостности духа. В этой точке целый человек предстоит целому Богу. Широта разумного зрения и свет в ней, как мне кажется, максимальны.

Обычно, если я достоин вместить ответ, то он появляется в моем уме в готовом виде, без всякого моего труда. У отцов такой способ назывался, мне кажется, «жить по мысленному внушению» и они рекомендовали соблюдать определенную осторожность при пользовании им.

В Писании, как мне кажется, это соответствует явлению Троицы Аврааму у Мамврийского дуба, когда Бог говорит: «Не утаю от раба моего Авраама, что сотворю»  И творит разум и свет.
Богу нашему слава. Аминь.

margav

  • Гость
Re: Ум Христов
« Ответ #271 : 18 Ноябрь 2010, 09:47:58 »
Позвольте вопросить: а что такое "точка целостности духа"? Это где примерно или лучше как сказать, как это ощущается?

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #272 : 18 Ноябрь 2010, 11:23:45 »
Как-то все уклонились в обуждение недвойственности.

А мне хотелось из обсуждения понятия сознания вырулить в очень важный для меня вопрос об относительном усвоении Христа наших страстей.

Относительное усвоение - это ведь как раз то, что происходит в области сознания. В отличие от существенного усвоения, которое относится к физической и душевной природе.

А насчет недвойственного сознания - такого опыта не имею, потому не могу рассуждать на эту тему.

От буддизма меня в свое время отвернула его позиция по поводу страданий - что это майя, что это не есть реальность. Что они бессмысленны.

Мне христианство открылось проповедью Креста. Не могла совместить мысль об иллюзорности страданий  и факт принятия на себя Христом всей ноши наших страданий (душевных и физических - то что именно этим был спасен мир). На основании этого сделала выбор. 

Как писал св.Дионисий (по моему восприятию), все отпавшее от Бога (Жизни,Сущего,Любви,Бытия),отказавшееся от переизлеяния благ Благодающего, по своей воле извратившее природу себя,не имеет ни жизни, ни существования, ни блага,и както еще существует, пока сохраняет в себе хоть сколь угодно малое доброподобие и сохраняет хоть сколь нибудь природу.Состояние же мира до прихода спасителя имело тенденцию неуклонно ростущую к полному отпадению твари от Творца.И соответственно лишению жизни,бытия,блага,своей природы до полной погибели и забвения.Тогда, как последний шанс, Творец Словом по человеколюбию вочеловечился и Сам приобщил Себе отпавшее победив мир.То есть приобщил Жизни умирающее и практически умершее уже на тот момент.Дав тем самым жизнь и шанс вернуться (спастись) погибшему.Но не автоматически и против воли а через возможность быть Его учениками и обрести в Нем жизнь.И через Крест и страдание частично усвоил и наши страсти (как извращенную природу) приобщив их первоприроду Давшему и даровал возможность их исправления(преображения) через страдание и покаяние человеку как образу и подобю.Чем собственно и спас мир.
Кстати идеи буддизма об иллюзорности и бессмысленности страдания ИМХО  весьма созвучны с рассуждениями Дионисия о несуществовании зла.И до прихода Спасителя весьма и весьма прогрессивны. :-)
А по поводу ума - недавно вообще посетили мысли что наше нынешнее состояние весьма интересно.Зрачек пропускает свет создавая на сетчатке часто не резкое и перевернутое изображение, интерпретируемое умом и переворачиваемое согласованно с вестибюлярным аппаратом.Так и око души или ум как пораженный глаукомой и катарактой дает на сердце пренепонятное изображение которое по неочищенности сердца интерпретируется вообще черти как и порождает такую фигню,что посмотришь что мы творим и точно понимаешь что уже верх и низ и право и лево перепутаны в сознании местами.И соответственно из сердца выходит злое,то есть разрушительное.Ум Христов как раз ИМХО исправление ситуации.Очищенные благодатью ум и сердце обьединенные и не искаженно и не перевернуто воспринимающие Свет и Источник в единстве.
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2010, 11:41:50 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #273 : 18 Ноябрь 2010, 12:14:17 »
Когда мне необходимо нечто узнать, а всякие соображения отсутствуют, то я откладываю испытуемую вещь в сторону, и возношу ум к Богу в Иисусовой молитве так, чтобы точка внимания стояла в точке целостности духа. В этой точке целый человек предстоит целому Богу. Широта разумного зрения и свет в ней, как мне кажется, максимальны.
Точка внимания... точка целостности... целому Богу... широта...долгота...

Обычно, если я достоин вместить ответ, то он появляется в моем уме в готовом виде, без всякого моего труда. У отцов такой способ назывался, мне кажется, «жить по мысленному внушению» и они рекомендовали соблюдать определенную осторожность при пользовании им.
....мне кажется... «жить по мысленному внушению»...

Расскажу вам брат анекдот.
1991 год. Парень на Киевском вокзале возле кассы метрополитена. Там висят аппараты по размену монет. Он закидывает 20 копеек, Ооп, ему в ответ четыре пятачка сыпется... Закидывает 20 коп. а ему целых четыре монетки снова... Сзади собралась очередь, начинает шуметь: ну чего прилип к автомату? .......
Он хорошенько подумав, оборачивается и отвечает им: А чё, мне фартит вот и играю...
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2010, 12:51:31 от Питирим »
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #274 : 18 Ноябрь 2010, 12:46:23 »
И через Крест и страдание частично усвоил и наши страсти

относительное усвоение  это  другое.. смысл в том, что естество человеческое у Христа было обОжено с момента  воплощения,  т.е. Он усвоил нашу природу существенно и  стал истинным человеком, с момента воплощения, а естественные (безупречные) страсти  Он усвоил  относительно, т.е. добровольно, по любви к  людям, а не по причине какой-либо вынужденности или неизбежности, т.к. по сути  человеческое естество в Нем было обОжено с самого начала  (с момента воплощения) не нуждалось ни в сне, ни  пище и т.п. - об этом у Дамаскина есть в ТИПВ 2:21-25

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #275 : 18 Ноябрь 2010, 13:02:17 »
Цитата:
Бог говорит: «Не утаю от раба моего Авраама, что сотворю»

Быт. 18:17

И БОГ СКАЗАЛ: "УТАЮ ЛИ Я ОТ АВРААМА, ЧТО Я ДЕЛАЮ? [Ведь Авраам должен стать народом великим и могучим...]

Интересно, что Бог не дает прямого обещания. Как бы рассуждает Сам в Себе.
Re: Ум Христов
« Ответ #276 : 18 Ноябрь 2010, 13:16:16 »

Расскажу вам брат анекдот.
1991 год. Парень на Киевском вокзале возле кассы метрополитена. Там висят аппараты по размену монет. Он закидывает 20 копеек, Ооп, ему в ответ четыре пятачка сыпется... Закидывает 20 коп. а ему целых четыре монетки снова... Сзади собралась очередь, начинает шуметь: ну чего прилип к автомату? .......
Он хорошенько подумав, оборачивается и отвечает им: А чё, мне фартит вот и играю...

Благодарю вас, Питирим. У вас даже анекдот оказался с таинственным смыслом. Двадцатикопеечная серебренная монета означает единое лицо Христа в двух совершенных естествах, а четыре пятикопеечных медных - искомое знание в чувственных образах.  Мы для того и молимся Иисусовой молитвой, чтобы получить совершенство Истины.  Полагаю, что если кому-то повезет встать в такое отношение к Богу, то его действительно не отогнать. Кстати, именно в 1991 году я сознательно пришел к вере.
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Ум Христов
« Ответ #277 : 18 Ноябрь 2010, 13:23:32 »
Позвольте вопросить: а что такое "точка целостности духа"? Это где примерно или лучше как сказать, как это ощущается?

Простите, а какое вы носите святое имя?
Богу нашему слава. Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #278 : 18 Ноябрь 2010, 13:49:36 »
И через Крест и страдание частично усвоил и наши страсти

относительное усвоение  это  другое.. смысл в том, что естество человеческое у Христа было обОжено с момента  воплощения,  т.е. Он усвоил нашу природу существенно и  стал истинным человеком, с момента воплощения, а естественные (безупречные) страсти  Он усвоил  относительно, т.е. добровольно, по любви к  людям, а не по причине какой-либо вынужденности или неизбежности, т.к. по сути  человеческое естество в Нем было обОжено с самого начала  (с момента воплощения) не нуждалось ни в сне, ни  пище и т.п. - об этом у Дамаскина есть в ТИПВ 2:21-25

Наверно ТИПВ 3.
Цитировать
Должно еще знать, что усвоение бывает двоякое: одно — естественное и существенное, а другое — личное и относительное.Естественное и существенное — то, соответственно коему Господь по человеколюбию принял естество наше и все наши естественные свойства, действительно и истинно став человеком и испытав то, что принадлежит нашему естеству. Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, — усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва (Гал. 3, 13)

Поэтому думаю и Крест и страдание.Именно от относительного усвоения. :?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #279 : 18 Ноябрь 2010, 14:22:25 »
Наверно ТИПВ 3.

да верно, у меня в ссылке опечатка..

Поэтому думаю и Крест и страдание.Именно от относительного усвоения. :?

ну .. смотря что Вы понимаете под фразой "от относительного усвоения"
относительное усвоение  это не причина креста и страданий, а скорее способ  которым Христос воспринял их ..

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #280 : 18 Ноябрь 2010, 14:32:25 »
ну .. смотря что Вы понимаете под фразой "от относительного усвоения"
относительное усвоение  это не причина креста и страданий, а скорее способ  которым Христос воспринял их ..

Пожалуй.Правильнее наверно не через Крест усвоил, а усвоив принял Крест свой (по сути наш).А иначе бы наверно никак.Как и нам иначе тоже никак...

ЗЫ  :? может быть пик страдания за человека и есть в словах Господа на Кресте "Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"....
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2010, 14:48:45 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #281 : 18 Ноябрь 2010, 14:56:16 »
   Родион  не уверен, что правильно Вас понимаю, это вопрос  из серии богословия, поэтому тут точность терминологии имеет значение.. Христос усвоил относительно наши - естественные страсти, а Вы кажется о другом говорите..
   и кроме того, относительное усвоение - это не просто  некий акт самопожертвования, это  то что называется - "домостроительным" моментом,  благодаря которому каждый имеет возможность  обратившись ко Христу, получить помощь в исцелении тех страстей, которые Христос т.с. исцелил в  себе ..

   p.s. я не очень понял почему Elena  разговор о относительном усвоении в этой ветке завела,  имхо это отдельная тема
« Последнее редактирование: 18 Ноябрь 2010, 15:17:58 от 000 »

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #282 : 18 Ноябрь 2010, 15:00:05 »
   Родион  не уверен, что правильно Вас понимаю, это вопрос  из серии богословия, поэтому тут точность терминологии имеет значение.. Христос усвоил относительно наши - естественные страсти, а Вы кажется о другом говорите..

Еще раз.
Цитировать
Личное же и относительное усвоение бывает, когда кто-либо ради известного отношения, например, ради сострадания или любви, принимает на себя лицо другого и вместо него говорит в пользу его речи, к нему самому нисколько не относящиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, — усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами.
Это ли не говорит о томже...???
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #283 : 18 Ноябрь 2010, 15:10:06 »
 о том же - это о чем ? 

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #284 : 18 Ноябрь 2010, 15:17:51 »
О том что не только естественные но и те что не относятся к естеству.И искупил их на Кресте.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.