Igor, прежде всего благодарю Вас за неравнодушие и внимание к теме и к моим рассуждениям.
Мне не по силам читать Св. Максима в оригинале, и уж тем более не по силам постичь образ жизни и мыслей обоих святых, прославивших нашу Св. Церковь. Для этого нужно непрестанно совершать тот душевный подвиг, который несли они каждый день. Мои же рассуждения имеют свою причину в стремлении понять и разобраться.
Тут Вы,
Igor, с одной стороны, соглашаетесь, что "его учение - не железобетонная конструкция", с другой стороны утверждаете, что Вам
"совершенно ясно, что в этом абзаце Максим говорит о "нашем" катастатическом человеке" А вот мне, к сожалению, не ясно.
На мой, быть может, узкий взгляд, любой человек, катастатический, систатический или апокатастатический - это сотворенный Богом
человек - homo sapiens - и антропология здесь одна. К кому пришел наш Спаситель: к Адаму систатическому, к нам катастатическим или исключительно к людям будущего века (простите за кривизну и некую абсурдность выражения)? Явно же, что ко всем трем. Воскреснув в нашем катастасисе, Он сошел во Ад, вывев оттуда систатических праведников во главе с Адамом, а будущий век улучат и те, и другие, последовавшие за Христом. Почему же мы должны разделять? Адам - человек, катастатический человек - тоже человек. Именно это я и имел в виду, когда говорил: "А раз говорится "прияв от Бога", то явно, что и Адам приял от Бога то же самое, о чем речь в упомянутой цитате".
Меня интересует человек в целом - каково должно быть его "здоровое" естество, какова его очищенная природа, в чем заключается эта чистота и какое действие чувств считать нормой, а какие - патологией. Вот и все. В трудном месте упомянутого творения Св. Никодима я увидел (для своего понимания) кажущуюся мне неточность или противоречие, в том числе и с читанными мною творениями Св. Отцов. Мне здается, что и читая Св. Максима я все больше вижу его единодушие с другими Св. Отцами, но, к сожалению, не с пресловутой цитатой. Допускаю вполне, что язык этой книги не соответствует моему (наверное невысокому) уровню понимания подобных вещей.
Понятно, исходя уже из притч Спасителя, что он прекрасно владел всем инструментарием образного мышления.
Согласен вполне, в том числе и в с предваряющими эту фразу Вашими размышлениями.