Приведенные мной слова Господа о "ключе разумения", думаю, говорят о том, что "старания" со стороны фарисеев как раз и не было: иудейские законники были категорически уверены, что знают закон досконально и точно. Они ожидали мессию и его царство, как, вроде бы написано в Законе. Однако они были убеждены в том, что мессия будет их - иудейским - царем, который даст им власть над другими народами. Вам это ничего не напоминает? О Небесном Царстве давно уже почти никто и не помышлял. Иначе бы не искали Его убить и не кричали "Распни Его, распни!".
Насчет "передового достижения", простите, не понял.
Вы безусловно правы насчет Апостола Павла. И это еще раз подтверждает тот факт, что форма, в которую Бог облекает тайну спасения, не имеет значения сама по себе, если не открывает человеку самую суть откровения, не ведет ко спасению конкретного человека, не помогает ему стать причастником Божественного бытия. Сколько народу видело живого Бога во плоти! И все ли они вошли в Рай?
Насчет воображения, то как вы точно заметили про невнимательность! И это прекрасно, потому что чем мы внимательнее к добрым мыслям, тем менее заметны бывают лукавые. С Божьей помощью человек внимательный начинает все больше такие лукавые мысли ненавидеть, они становятся ему отвратительны, хотя быть может он их и видит, но они не имеют больше над ним силы. Это, наверное, и есть преображение, - когда человек становится все больше похож на Христа, все больше приобщается благодати Св. Духа. Такой человек, как уверяют Св. Отцы, ничего не боится.
Моиссев Закон все же был ответом Бога на умножение греха - чтобы удержать огрубевших сердцами людей от зла. И этот Закон есть тоже Христов, потому что Иисус Христос есть Богочеловек, Он есть Альфа и Омега, Сущий, как сказано в Евангелии. Христос - Ипостась Св. Троицы и пришел "не нарушить Закон, но исполнить". Иисус Христос раскрыл смысл Закона. При этом Он действительно дал такие заповеди, которые можно исполнять только благодатию Св. Духа. Потому и сказал, что "Без Меня не можете делать ничего".
Но человек ко времени пришествия Иисуса Христа вовсе не стал "воспринимать больше". Наоборот, дикость и разнузданность, кажется, достигла у "богоизбранного народа" своего предела. Просто до этого "Св. Дух не был в мире, потому что Христос еще не прославился ", еще тогда не воскрес, не сошел во ад и не победил его. Возможность "воспринимать больше" дана нам всем исключительно ценой Жертвы Богочеловека Иисуса Христа, его Крестной смертью и Воскресением: "Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа!" "Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна!"