Исихазм

Автор Тема: О сведении ума в сердце  (Прочитано 139969 раз)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #75 : 17 Май 2008, 18:36:49 »
,ум приходит и уходит,но далеко,как привязанный пёс,не уйдет и любит к тому это место.
Вообще что то вроде так :-)...Но у меня как то приходиться его частенько искать, и возвращать в него (место) ум...А если нечаянно в другом месте помолишься, то ощущение что всуе...Хотя и когда он на месте редко бывают чувства...а по большей части сухо...Может и целый день через силу его туда возвращать...Скажите а где у п.Григория описание?  2 том Добротолюбия( забыл :-))...

Июния :-) А что значит --Тогда человек  как бы и не внешний уже, но и не внутренний еще.---я что то не замечаю ничего...А может ещё не нашёл своё место :-)...

"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #76 : 17 Май 2008, 18:47:59 »
хочу повторить за Свт. Игнатием Брянчаниновым, что не стоит искать этого места прежде времени. Ведь так просто заключить ум в слова молитвы - и этого ориентира держаться. Иисуса Христа искать, а не каких-то ощущений. Лично я сердечного места до сих пор не нашел. Потому простите, если в чем-то ошибся по неведению.
Но другие отцы рекомендуют даже художественный метод применять...Не знаю у меня пока молитва из головы не ушла, кошмар какой то был, ну совсем молится не возможно...Да ну ещё дерзну предположить что святитель Игнатий предупреждал не искать открытия сердца...А так Никадим Карульский писал что в голове нельзя молится, там помыслы...А раз в голове не получится, значит надо в грудную словесность(верхняя часть лёгких) молитву опустить...Я так для себя решил...А нашёл я место или просто навык приобрёл, не знаю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #77 : 17 Май 2008, 18:55:35 »
 Я сама не понимаю, с чего это вдруг заговорили об "открытое сердце", и кто первый ввел этот термин, абсолютно неверный и вводящий неискушенных в заблуждение.

  Еще раз для Serge и  mirnestranik речь идет о* сердечном месте *.d'URIMAR fossoris правильно описал, что это такое, и какую ориентацию надо принимать представляя себе, что бы это значило.

 P.S.   Нашла.
  Keleynick
Цитировать
Месяца через два-три и сердце открылось
.
  Маленькая провакация Keleynickа.... И я купилась на это :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #78 : 17 Май 2008, 19:12:19 »
mirnestranik

 
Цитировать
Июния  А что значит --Тогда человек  как бы и не внешний уже, но и не внутренний еще.---я что то не замечаю ничего...А может ещё не нашёл своё место


Не внешний, потому что,  уже, все устремления его основываються на искании Божьего в себе, В стремлении к внутренней работе и изысканию , прибыванию внутрь себя, где ищется царствие Божие.

 А внешний - потому как ум плавующий еще не укрепился во внутреннем, и временами пребывает в суетном, в мирском  отдавая ему свою "дань".  "Суетится о многом".

  Так я это  могу растолковать, хотя найдутся более искусные в этом вопросе.

Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #79 : 17 Май 2008, 19:20:52 »
Но Июния :-)...Я  встречал у с.о. "открытие сердца" у Никадима Карульского...
Цитировать
... У Св. Григория Синаита были лавры. Там только и занимались Иисусовой молитвой. Сидели на стульчиках целые ночи и дни. А сердце не открывается. Редко кому открывается. Сердце и ум связаны вместе. Когда ум будет чистый и сердце будет чистое. И когда сердце будет чистое, тогда и ум будет чист.
Надо учиться в груди молиться, в словесности, в гортани, где воздух проходит до легких. В этом месте держать ум.

По "Добротолюбию" преп. Никифор учит: "Надо сходить умом в сердце и тогда сердце открывается". А потом говорит он так: "Ты много трудился и никак не добился, чтобы сердце открылось. А я тебе другой способ покажу. Есть словесность". (А словесность - это часть душевная, т. е. она раздражительна, желательна и мыслительна). "Словесность находится в груди. Поэтому держи ум в груди и откроется тебе сердце".

В чём загвоздка?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #80 : 17 Май 2008, 19:25:25 »
mirnestranik
  Так я это  могу растолковать, хотя найдутся более искусные в этом вопросе.
Я понял :-)...Немного метанойя да...Немного меняется отношение к своим поступкам, мыслям, и к восприятию внешнего мира...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #81 : 17 Май 2008, 19:25:51 »
mirnestranik

 
Цитировать
А нашёл я место или просто навык приобрёл, не знаю ...

Мне трудно судить, может ли" навык" пройти мимо открытия "сердечного места" не уразумев этого. Я только могла бы сказать, и то ориентируясь на себя, что место сердечное открывается "сверхчувственно".
 Знаете, где-то я читала про одного мирянина, который рассказывал, что однажды при причащении Святых Даров, у него как-будто в сердце упал огненный уголек. Так явственно он это почувствовал...  И вот в том месте он и стал молитву творить.... Сам Господь  указал ему на те "врата" сердечного рая  в которые надо стучаться.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #82 : 17 Май 2008, 19:33:18 »
mirnestranik
  Так я это  могу растолковать, хотя найдутся более искусные в этом вопросе.
Я понял :-)...Немного метанойя да...Немного меняется отношение к своим поступкам, мыслям, и к восприятию внешнего мира...

   В принципе - да!

 
Цитировать
  Но Июния ...Я  встречал у с.о. "открытие сердца" у Никадима Карульского...

    Вот тут я в тупике... Или это об одном и том же(открытие сердца и сердечное место), или  преп.Никифор говорит о чем-то другом, до чего я еще не доросла. :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #83 : 17 Май 2008, 19:51:15 »
 И вот в том месте он и стал молитву творить.... Сам Господь  указал ему на те "врата" сердечного рая  в которые надо стучаться.
Нет у меня ничего такого не было...Просто я сам мне кажется решил что надо именно в верху груди...Но иногда опускается чють ниже к середине груди и расширяется, сопровождается часто теплотой и лёгкой ломотой...На теплоту(физическую) легче ориентироваться...Ну наверное пока не открыл Господь :-)...А я считаю торопыжничать в этом вопросе мне не следует...Всёму своё время :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #84 : 17 Май 2008, 20:03:20 »
В свете обсуждения мне близко определение d'URIMAR fossoris
Цитировать
Но,имхо,разные вещи:открытие сердца и вхождение в сердце.
 Сердечное место это врата в город,при которых а)можно просить милостыню;б)собирать мыт;в)стоять на страже и смотреть,кого впускать,а кого выпускать.
,
Оно созвучно с с.о. определением мне кажется...
с той лишь поправкой, что стоять то я стою, но не все помыслы могу отражать...Правда собрать ум в груди целиком не получается...Вижу голову, просто стараюсь держать её чистой от помыслов...Т.е. ум как бы растягивается от головы до груди, периодически уходя большим вниманием в грудь, но что бы полностью, не было...


"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #85 : 17 Май 2008, 21:46:48 »
Но другие отцы рекомендуют даже художественный метод применять...
...Да ну ещё дерзну предположить что святитель Игнатий предупреждал не искать открытия сердца... А так Никадим Карульский писал что в голове нельзя молится, там помыслы...А раз в голове не получится, значит надо в грудную словесность(верхняя часть лёгких) молитву опустить...Я так для себя решил...А нашёл я место или просто навык приобрёл, не знаю :-)...

Лучше я приведу цитату из самого Свт. Игнатия (http://www.hesychasm.ru/library/stbrianch/molitva2.htm):
"Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы? Старец. Это - словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против леваго сосца, подобно тому, как ум присутствует в головном мозге. При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, при чем ум действует словами, произносимыми одною мыслию или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. Соединение даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначальнаго достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. "Дух" обыкновенно называется "сердцем", как и вместо слова "ум" употребляется слово "голова". Молись со вниманием, в сокрушении духа, помогая себе вышеисчисленными механизмами: при этом само собою откроется опытное познание места сердечнаго."

И далее:
"...для новоначальнаго искание места сердечнаго, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнаго внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно."

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #86 : 17 Май 2008, 22:01:16 »
 mirnestranik
Цитировать
Вижу голову, просто стараюсь держать её чистой от помыслов...Т.е. ум как бы растягивается от головы до груди, периодически уходя большим вниманием в грудь, но что бы полностью, не было...

 Если я правильно Вас поняла, то причина скорее в том, что Вы недостаточно сосредоточены на произносимых словах молитвы внутри себя. И слишком большое значение придаете помыслам, которые, как Вам кажется, кружаться в голове, и отвлекаетесь на них. Потому что делаете сразу два дела: стараетесь отогнать помыслы и в тоже время молиться. Но если уйти внутрь себя (в то место, где произносите слова), и полностью погрузиться в слова молитвы...углубиться, видеть и слышать только слова молитвы, стараясь не обращать никакого внимания на помыслы,(полное сосредоточение на словах), то там найдете пристанище от буйства помыслов. Трудновато, конечно, но "убивает двух зайцев" Они,(помыслы) конечно, будут вмешиваться, но не так настырно.   

   *Так увлеченный игрой ребенок, забывает обо всем на свете, полностью погруженный в свой мир.* Такое простенькое сравнение.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #87 : 17 Май 2008, 22:05:11 »
Я сама не понимаю, с чего это вдруг заговорили об "открытое сердце", и кто первый ввел этот термин, абсолютно неверный и вводящий неискушенных в заблуждение.

  Еще раз для Serge и  mirnestranik речь идет о* сердечном месте *.d'URIMAR fossoris правильно описал, что это такое, и какую ориентацию надо принимать представляя себе, что бы это значило.

Спасибо, iunija, я тоже не понимаю этого "открытия сердца". Открыться должно осознание нашей греховности, с одной стороны, и радостная весть о безмерной милости и безграничной любви к Своему творению всемилостивого Бога.
Моя точка зрения такова, что каждому Бог дарует то, что ему полезно, и не нужно раньше времени взыскивать того, что придет в свое время как дар Божий. Адам и Ева уже попробовали - и что получилось... Но все должны стучать в двери милосердия Божия - это заповедь ("всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь, за все благодарите Бога"). Однако в поисках "места" мы часто (сужу по себе) забываем о Том, Кому мы это место хотим уготовать и Кто сказал: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим."

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #88 : 17 Май 2008, 22:21:59 »
...для новоначальнаго искание места сердечнаго, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание - начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнаго внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно."
  В своё время силился дерзко войти в сердце по технике монаха Никифора,соединяя ум с дыханием и...получилась медитация как в йоге.Тогда сильно испугался,что,что-то делаю неправильно...
  Взмолился от страха(наверно искренне):"Господи,что делаю неправильно?"
  Совесть ответила,что у меня нет смирения,и что прежде не сердечное место следует искать,а смирения.Без смирения нет продвижения(подвига),одна видимость.Вспомнил армию:"Вспышка с фронта!". :-)
 
Однако в поисках "места" мы часто (сужу по себе) забываем о Том, Кому мы это место хотим уготовать и Кто сказал: "Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим."
  Имхо,вполне безопасно творить внимательно молитву и заботиться о смирении - сердечное место само найдётся.Т.е. Бог даст в своё время.
  Простите.
« Последнее редактирование: 17 Май 2008, 22:48:04 от d'URIMAR fossoris »
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #89 : 17 Май 2008, 22:28:00 »
>>Я сама не понимаю, с чего это вдруг заговорили об "открытое сердце", и кто первый ввел этот термин, абсолютно неверный и вводящий неискушенных в заблуждение.

А Вы абсолютно в этом уверены? Ум можно свести к сердцу, но сердце не откроется. Как подойти к закрытым воротам... Когда же ворота открыты, вследствие чистоты, а также некоторых факторов, которые тяжело словесно описать, то можно войти и в открытое сердце. Из открытого сердца Благодать питает все человеческое существо, не снаружи, но изнутри.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.