Кстати говоря, Келейник заставил меня пролистать "Триады", и хотя ясно, что в отрывке из Лествицы речь идет именно о человеческой страстности, а не ангельской или божественной, да и в Триадах достижению бесстрастия, от страстей человеческих, уделяется огромное внимание, но в контексте нашей беседы(которая давно уже шире обсуждения поступка св.Николая!!!) эти цитаты тоже будут, я думаю, интересными:
Ведь есть и блаженные страсти и такие общие действия души и тела, которые не приковывают дух к плоти, а поднимают плоть к духовному достоинству, увлекая с собой ввысь и ее. Какие эти действия? Духовные, идущие не от тела к уму, как мы сказали выше, а переходящие от ума к телу, которое через эти энергии и страсти преображается к лучшему и обоживается: как едина для тела и души божественность вочеловечившегося Божия Слова, которая через посредство души обожила плоть и ею совершались божественные дела, так у духовных мужей духовная благодать, перейдя через посредство души на тело, дает ему тоже переживать божественные страсти и благословенно сострадать божественно страдающей душе. Раз страдание такой души божественно, у нее, разумеется, есть благословенная и божественная страстная способность, или вернее, — поскольку страстная способность в нас едина, — единая страстная способность может стать благословенной и божественной.
Вторая часть, Второй Триады, 12
Ведь о чем, позволительно спросить, говорит здесь Максим, премудрый певец и любовник божественной любви? «Когда ум уносится к Богу, тогда он не чувствует ни самого себя, ни сущего», — «тогда», сказано здесь; а когда он умно молится в самом себе, он ощущает и себя и совершающиеся от действия святой молитвы в нем самом и в связанном с ним теле благословенные страсти и состояния.
Вторая часть, Второй Триады 16
Поэтому обычно все молятся оставаясь во плоти и одновременно ощущая все свои страсти, тем более — чистые и рожденные святой молитвой страсти, которые и совершенствуют и поднимают и делают духовными тех, в ком действуют, а ничуть не тащат к земле, не опустошают, не губят
Там же, 17 стих
Но нас учили, философ, что бесстрастие — это не умерщвление страстной силы души, а ее направление от худшего к лучшему и ее действие в божественном состоянии, когда она полностью отворачивается от дурного и обращается к прекрасному; и бесстрастный для нас тот, кто избавился от дурных состояний и обогатился добрыми; для кого «так же привычны добродетели как для страстно одержимых — безобразные наслаждения»
Там же, стих 19
Это не все подобные места в Триадах, есть там и о "благих ангельских страстях" и т.д.
Брату же Келейнику хочу сказать, что ежели бы он всегда был бы столь же аргументирован, то никакого конфликта бы не было, а было бы наоборот, конструктивное общение...
Не ленись, аргументируй свои мнения, утверждай их на крепкой святоотеческой основе, к которой мы новоночальные и убогие не-мистики имеем доверие и все будет ок...
Так же желаю нам с тобой не уподобляться тем, о которых св. Григорий говорит:
С некоторыми из перечисленных святых мужей мы и лично общались, слушая их поучения. Так нежели пренебрегая ими, богатыми и опытом и благодатью, мы предпочтем других, пустившихся учить от надменности и страсти к словопрениям? Не будет того, не будет.
С уважением, Дионисий