Я в этой теме не писал, т.к. вопрос мне казался всегда очень непонятным и невидным, да и статья во многих ее облицовках мне честно не нравится (как и вообще не нравится почти ничего в современном греко-православном стиле, кроме прп Порфирия, хотя и его некоторые "простецкие" и "малограмотные" выражения меня очень бывает раздражают), хотя весь прослеживающийся ее внутренний посыл очень правилен и чрезвычайно полезен. У греков какая-то спесь своего канувшего 500 лет назад византивизма, вкупе с неграмотностью и несовременностью, точнее каким-то нежеланием хорошо и понятно раскрывать темы (что очень характерно древним авторам) на которые им и начхать из-за этой спеси. И мне кажется это их задавило, в отличие от упертых но изобретательных и хорошо приспосабливающихся ко всему евреев. Да и у евреев тысячелетней империи то и не было впрочем... Это касательно самости автора. А что касательно моей - хотел обозначить один тезис, периодически высказываемый. Самость, эгоизм или точнее гордость (в любой величине которая есть у каждого бренного) называется главной страстью. Яснеющее видение себя и собственного состояния показывает (мне лично и некоторым другим), что это дьявол и есть. Как отцы пишут, страсть = бес. Так ли это и где грань? Я вижу именно что это сатана,пускай и не лицом к лицу, отдельная личность, черная, и он во мне, в моем ветхом человеке обитает. Немного что-ли пугает это. Если будут какие-то казусы или "пробои" в устроении этого ветхого меня, то его силы (духи) могут где-то сильнее прорваться, и я навпример стану "бесноватым" в привычном (но неправильном) понимании. В каких-то коллизиях добрых и злых сил внутри буду мяукать и дергаться. Пока только это скрыто, замуровано. У кого-то где-то размуровано. По сути я одержим дьяволом, настоящий бесноватый, как собственно (не обвиняю) и все. Там в конце статьи слова о встрече Спаса с дьяволом. Но Спас - новый человек и не под первородной заразой. У него встреча внешняя, по крайней мере так описывается. У нас не встреча, а это дерьмище живет внутри с зачатия. И как мы можем его выкурить, когда напрмер Сахаров говорит, что гордыню человек вообще не в состоянии осилить сам, а только Бог перелагает даром? Я по крайней мере не вижу переложения, хотя есть и самоукорение, то усилие, с которым действует синергия Духа по уменьшения гордыни. И так жить сколько, до гроба. Говорят страсти не умирают, они засыпают. Так и эта чернь, то отступает то приближается, а варианта чтобы она исчесзлакакто и трудно представить. Одно я хорошо понял, что видеть лишь одну часть - отблеск Духа, без второго - дьявола в ветхом, это характеристика раннего детства. И только это не помыслы которые всех сыпют, и просвещенных и непросвещенных, если кто так это понимает. Совсем другое.