Исихазм

Автор Тема: Тишина ума - взгляд со стороны  (Прочитано 56886 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #120 : 28 Июль 2013, 11:35:01 »
Не читала тему, отвечаю только Дедушке - и немножко - Леониду и Сергию.
Путь ли. Способ ли.
Или еще проще? - Дар.
Цитировать
Из книги В. М. ЛУРЬЕ "ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ"  в главе о преп. Максиме
Отвечая теперь на поставленный в конце раздела 4.2.5 вопрос о том, почему человеческие поступки Христа доказывают наличие в Нем человеческой природной воли, тогда как такие же поступки святых показывают в них одну только энергию Божию, мы вместе со св. Максимом можем сказать, что в святых даже их человеческие поступки совершаются Христом. Человеческая воля святых устраняется в том (и только в том) смысле, в каком речь идет о их личной, гномической воле. Отсутствие человеческой воли в обоженных означает отсутствие в них воли гномической. Ее и не может быть, коль скоро обожение—это необратимое состояние, в котором человек получает ту непреложность произволения, которая свойственна по естеству только Богу. Но где есть непреложность произволения—там уже нет гномической воли, как изначально ее не было во Христе. Достигая обожения, святые не имеют уже гномической воли. Это, повторим вместе с Максимом, не отрицает свободы человека. Свобода человека—это возможность выбора. Свободный человек может навсегда продать себя в рабство—рабство греху, а может получить ту свободу, которую имеет Сам Бог. Ведь Бог не может согрешить, но никто не скажет, что Он несвободен.
Согласно Максиму (и вообще православной антропологии), человек рождается, обладая свободой совершать благие и злые поступки. Христианская жизнь—это употребление своей свободы для достижения обожения. Но когда обожение достигнуто, свобода в этом смысле—смысле инструментальном—больше не нужна, хотя она и сохраняется в смысле природном, как «самовластие».

Христианская онтология представляет тварный мир не как данность, а как заданность, и этой заданностью для него является окончательное единство тварного бытия с Богом и в Боге—«Богом-бытие», как назвал его св. Максим.

http://lib100.com/book/philosophy/istoriya_vizantiiskoi_filosofii/%c8%f1%f2%ee%f0%e8%ff%20%c2%e8%e7%e0%ed%f2%e8%e9%f1%ea%ee%e9%20%f4%e8%eb%ee%f1%ee%f4%e8%e8.pdf
Синергия состоит лишь в приемо-передаче человеческой гномической воли в руки Бога, то есть в практическом отказе от человеческой воли - личном произволении по рассуждению - и  вхождении в человека воли Христа, которая становится волей человека, волей уже без самостного рассуждения и выбора. Но к восприятию подобного дара нужно еще суметь приуготовиться и это не просто.

Обожение - процесс воздействия Духа на человека, идущий скачками. На этом пути обожения однажды произойдет скачек, который изменит состояние человека в необратимое - замене гномической воли на волю Христа, что и есть собствено необратимое (НИКОГДА) обожение и святость.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #121 : 28 Июль 2013, 12:25:36 »
Сложновато в категориях "практических" говорить о вещи столь великой, как безмолвие разума. Но мы сами и наша..воля..тут уж точно не при чем.
Одно из самых важных озарений последнего времени - наша "отдельная" воля на самом деле и есть Дар from High Above. И если я это осознаю, то направляю эту волю на достижение Единения с Подателем этой самой воли. И тут мы говорим - синергия. И так наз. "наша" воля - при чём.

Темная это история про волю. Очевидно для меня, что иногда она совсем ни при чем. Здесь именно синергия, но взаимоприникновение волей не такое линейное. Наша воля, конечно, дар свыше, но вот приникновение и взаимодействие намного сложнее. И свобода нашей воли понятие очень относительное. Очень надеюсь, что поймете эту кажущуюся нелепицу.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #122 : 28 Июль 2013, 13:13:30 »
Обожение - процесс воздействия Духа на человека, идущий скачками.
как видим он может идти и с заскоками :-) ...

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #123 : 28 Июль 2013, 23:45:53 »
Одно из самых важных озарений последнего времени - наша "отдельная" воля на самом деле и есть Дар from High Above. И если я это осознаю, то направляю эту волю на достижение Единения с Подателем этой самой воли. И тут мы говорим - синергия. И так наз. "наша" воля - при чём.
Дедушка выше писал в категориях цель-путь-практика-и-прочее. Синергия на мой сегодняшний взгляд может быть во всех остальных случаях, кроме безмолвия разума. Там нет работы, нет молитвы, нет искания, там чистая благодать. И она не достигается, никакими подвигами, никакими упражнениями, а просто - даруется. С избытком.
Speak to me a word that I may live

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #124 : 28 Июль 2013, 23:55:08 »
...на тверди сердца их само Солнце правды взошло в сиянии лучей Своих..
"В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление которого есть свет, и место которого- духовно"
Преподобный Исаак Сирин
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #125 : 29 Июль 2013, 08:05:36 »
Синергия на мой сегодняшний взгляд может быть во всех остальных случаях, кроме безмолвия разума. Там нет работы, нет молитвы, нет искания, там чистая благодать. И она не достигается, никакими подвигами, никакими упражнениями, а просто - даруется. С избытком.
Не понимаю, Rada, зачем Вы, описывая свой уникальный опыт получения дара чистой Благодати и священнобезмолвия, невольно сбрасываете со счёта такое мощное руководство к последовательному восхождению в Умной Молитве как "Лествица" св. Иоанна, игумена Синайской горы? Не знаю, повезло Вам или нет, когда полнота опыта была дана Вам скопом, но многие из нас идут постепенным подъёмом по ступеням, и без синергии со Св. Духом для достижения безмолвия ума никак не обойтись. Сама Тишина Ума, по моему представлению - не финал, в ней может и не быть чистой благодати, но она - необходимое условие для тренировки ума в безвидной и безмолвной сердечной молитве.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #126 : 29 Июль 2013, 10:12:01 »
Синергия состоит лишь в приемо-передаче человеческой гномической воли в руки Бога, то есть в практическом отказе от человеческой воли - личном произволении по рассуждению - и  вхождении в человека воли Христа, которая становится волей человека, волей уже без самостного рассуждения и выбора. Но к восприятию подобного дара нужно еще суметь приуготовиться и это не просто.

Обожение - процесс воздействия Духа на человека, идущий скачками. На этом пути обожения однажды произойдет скачек, который изменит состояние человека в необратимое - замене гномической воли на волю Христа, что и есть собствено необратимое (НИКОГДА) обожение и святость.

"Роковую роль в истории христианской духовности сыграла идея послушания. Послушание есть лжедуховность. Оно неизбежно вырождается в послушание злу и порождает рабство. Христиане во имя послушания терпели зло до тех пор, пока другие, не христиане, уже восставали против зла и уничтожали его, но восставали при этом и против самого христианства. Послушание было орудием господства, которое более всего использовало христианскую духовность. Традиционные формы послушания внушены были ужасом вечной гибели и адских мук. Именно через послушание христианство было сведено к личному спасению, к трансцендентному эгоизму. Послушанием хотели откупиться от исполнения заветов Христа. Их можно было не осуществлять в жизни, если человек был послушным. Метафизически это обосновывается необходимостью отсечения всякой человеческой воли, даже если она проявляется в любви к ближнему, в жалости и милосердии к твари. Борьба была объявлена не против злого, а против человеческого. Но угашение человеческого делало невозможным борьбу против зла. Человек оставлялся в подавленности и страхе, и духовность не побеждала этой подавленности и страха, а увеличивала их, оправдывала и придавала униженности человека трансцендентный характер. Это и было источником реакционности христианства. Христианство сумели превратить в силу, враждебную человеческой свободе и человеческому творчеству, в силу, сопротивляющуюся просветлению и преображению мира и человеческой жизни. Подавленность, страх и униженность человека преодолеваются творческой активностью духа, в ней человек освобождается от поглощенности собой и от тяжести собственной тьмы. Именно в переживании творческого подъема и освобожденности от подавленности и действует благодать". (Н. А. Бердяев)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #127 : 29 Июль 2013, 11:38:32 »
и без синергии со Св. Духом для достижения безмолвия ума никак не обойтись. Сама Тишина Ума, по моему представлению - не финал, в ней может и не быть чистой благодати, но она - необходимое условие для тренировки ума в безвидной и безмолвной сердечной молитве.
....Отдав себя однажды, отдаешь себя навсегда
Возможно, для нас разные вещи - Тишина Ума или Безмолвие, Откровение ума. И счастье в том, что нет финала. Нашла на форуме пару похожих перекликающихся тем, очень разное восприятие каждым человеком.
Speak to me a word that I may live

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #128 : 29 Июль 2013, 12:43:12 »
....Отдав себя однажды, отдаешь себя навсегда

Rada, за этой фразой стоит шаблон (внешнего) ума, и этот ум в действительности ничего не знает ни про себя, ни про отдачу, ни про навсегда, зато умеет оперировать шаблонами... никак ни в тишине, ни в безмолвии. 

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #129 : 29 Июль 2013, 13:17:27 »
Разве говорили бы если бы знали.
как оперировать.
Speak to me a word that I may live

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #130 : 29 Июль 2013, 16:23:34 »
Синергия состоит лишь в приемо-передаче человеческой гномической воли в руки Бога, то есть в практическом отказе от человеческой воли - личном произволении по рассуждению - и  вхождении в человека воли Христа, которая становится волей человека, волей уже без самостного рассуждения и выбора. Но к восприятию подобного дара нужно еще суметь приуготовиться и это не просто.

Обожение - процесс воздействия Духа на человека, идущий скачками. На этом пути обожения однажды произойдет скачек, который изменит состояние человека в необратимое - замене гномической воли на волю Христа, что и есть собствено необратимое (НИКОГДА) обожение и святость.

"Роковую роль в истории христианской духовности сыграла идея послушания. Послушание есть лжедуховность. Оно неизбежно вырождается в послушание злу и порождает рабство. Христиане во имя послушания терпели зло до тех пор, пока другие, не христиане, уже восставали против зла и уничтожали его, но восставали при этом и против самого христианства. Послушание было орудием господства, которое более всего использовало христианскую духовность. Традиционные формы послушания внушены были ужасом вечной гибели и адских мук. Именно через послушание христианство было сведено к личному спасению, к трансцендентному эгоизму. Послушанием хотели откупиться от исполнения заветов Христа. Их можно было не осуществлять в жизни, если человек был послушным. Метафизически это обосновывается необходимостью отсечения всякой человеческой воли, даже если она проявляется в любви к ближнему, в жалости и милосердии к твари. Борьба была объявлена не против злого, а против человеческого. Но угашение человеческого делало невозможным борьбу против зла. Человек оставлялся в подавленности и страхе, и духовность не побеждала этой подавленности и страха, а увеличивала их, оправдывала и придавала униженности человека трансцендентный характер. Это и было источником реакционности христианства. Христианство сумели превратить в силу, враждебную человеческой свободе и человеческому творчеству, в силу, сопротивляющуюся просветлению и преображению мира и человеческой жизни. Подавленность, страх и униженность человека преодолеваются творческой активностью духа, в ней человек освобождается от поглощенности собой и от тяжести собственной тьмы. Именно в переживании творческого подъема и освобожденности от подавленности и действует благодать". (Н. А. Бердяев)
Бердяев правозвестник православных истин? Туши свет ... Тогда уж дедушка Маркс (или дедушка Ленин?) с фразой: "религия - опиум народа" - светоч мудрости ...
Что-то у Вас выверт "не в ту степь" ... Путаете практику деятельности религиозной организации в угоду власть имущих с истинами единственно возможного пути спасения в Духе, открытого Святым Духом через святых Его ...
К тому же "послушание" и даже ПОСЛУШАНИЕ не имеет ничего общего с тем, о чем говорит преп. Максим Исповедник
Цитировать
Согласно Максиму (и вообще православной антропологии), человек рождается, обладая свободой совершать благие и злые поступки. Христианская жизнь—это употребление своей свободы для достижения обожения. Но когда обожение достигнуто, свобода в этом смысле—смысле инструментальном—больше не нужна, хотя она и сохраняется в смысле природном, как «самовластие».
Полное исчезновение гномической воли человека единственное необходимое и достаточное условие подлинного обОжения, то есть обОжения реально необратимого вовеки ни при каких условиях. Собственно это и есть суть обОжения как таковая. "Мечтать" сохранить гномическую волю при себе и стать обОженным - глупо, смешно и странно ...
Суметь стать на веки исполнителем подлинной воли Божией, слившись с ней, как со своей, обретя ее, как собственную,-  смысл и цель УД и молитвенного подвига самоотречения ...

"Метафизически это обосновывается необходимостью отсечения всякой человеческой воли, даже если она проявляется в любви к ближнему, в жалости и милосердии к твари. Борьба была объявлена не против злого, а против человеческого. "

Вот она - суть "гуманизма" и его формы - модернизма. Как все прекраснодушно и возвышенно говориться! И невдомек "великому философу" (еретику), что он НИКОГДА не сможет своим человечеством (гномической волей выбора), находясь в вечном плену двойственности оценок, отделить доброе от злого ... И пыжиться бесполезно ... И будешь творить зло, думая, что творишь добро ...
И будет все тоже манипулирование (как и под флагом религиозной корпорации) человеками под флагом "добра" ... И всем подробно "объяснят", что "добро",  а что "зло" ... А зло - в самом стремлении выбирать ...
К чему выбирать? Есть же простое правило: "возлюби ближнего, как самого себя" .
Более ничего не требуется. И тогда никакого выбора не требуется, ибо все ясно без рассуждения и выбора. И тогда любое действие будет свято, тогда воля Бога станет твоей собственной волей.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #131 : 29 Июль 2013, 16:32:56 »
Alexeiy, спасибо за цитату! В десяточку! :-)

И, кстати, да: религия - опиум для народа. И сегодняшняя ситуация  с нашим госправославием это подтверждает целиком и полностью.  :-D

Rada, от благодати легко опьянеть, а с пьяного какой спрос? Вот когда протрезвится, тогда и заговорит совсем по другому.  :wink:
« Последнее редактирование: 29 Июль 2013, 16:43:15 от Н И К И Т А »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #132 : 29 Июль 2013, 16:40:55 »
Alexeiy, спасибо за цитату! В десяточку! :-)

И, кстати, да: религия - опиум для народа. И сегодняшняя ситуация  с нашим госправославием это подтверждает целиком и полностью.  :-D
Большевики [видимо намеренно] исказили оригинальную мысль Карла Маркса. У него: "Религия - опиум народа", в смысле - народ сам находит себе обезболивающее средство, не обязательно оболванивающее...

А про послушание, да, интересно! Бердяева действительно было за что заушить официальной церкви. Господь призывает нас к Абсолютной Свободе в Себе Самом, а церковные "троглодиты" толкуют о превращении человека в марионетку Бога, как единственном исходе из антропологического тупика.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #133 : 29 Июль 2013, 16:47:18 »
И у Ленина без "для". Что не мешает поставить "для" - и будет верным.

Н И К И Т А

  • Сообщений: 784
    • Просмотр профиля

Re: Тишина ума - взгляд со стороны
« Ответ #134 : 29 Июль 2013, 16:47:43 »
Ну да, а можно и в добровольно-принудительном порядке сажать на оболванивающую иглу или кальян.  :wink: