Исихазм

Автор Тема: вопрос  (Прочитано 18750 раз)

sergy

  • Сообщений: 61
  • Sergiy
    • Просмотр профиля

вопрос
« : 27 Август 2008, 20:20:54 »
Здравствуйте. Помогите пожалуйста разобраться. Занимаюсь Иисусовой молитвой 3 года по Благословению старца. Начинал ею молится в монастыре сейчас продолжаю в миру.Тут дело в том что при молитве всеиваются многие помыслы которые мешают в бытовой жизни.  Кроме помыслов нападает злость, раздражительность, блуд и.т.д. Занимаюсь молитвой без духовного руководителя потому что он находится в монастыре к нему трудно попасть - то есть старец который благословлял Иисусову молитву.Думаю оставить ее потому потому что во первых ничего не получается во вторых она меня сильно тормрзит в повседневной жизни делаю все очень медленно.В принцыпе тоже самое я смотрю происходит с моим знакомым который занимается Иисусовой молитвой немного меньше чем я. Прошу вас помогите разобраться что со мною происходит что делать дальше.   

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #1 : 27 Август 2008, 20:43:59 »
sergy, Ваши искушения обычные для новоначальных. Многие по схожей причине бросают молитву (умное делание). Всяческие искушения, наплывы страстей и помыслов, тормоз в быту и на работе - все это толкает отказаться от внутренней работы над собой. Такие искушения могут длиться многими годами, чередуюсь и углубляясь... Но и укрепление рядом. А всего-то не хватает смирения принять свою жизнь со всеми ее испытаниями.

Уверяю, что искушения, приходящие позже уже в виде даров, еще опаснее, ибо вначале и надо всего лишь распорядиться своей нищетой, признав, что ничего не имеем и не стоим. Получив же дары, быть нищим духом сложнее.

В молитве приходят искушения, но молитва и позволяет преодолевать их. Если же раньше не было (огненных) искушений, то это скорее знак нашей мертвости и глухоты. Мы оживаем, приходят и искушения. И страсти вторгаются в нашу жизнь.

Чтобы работа шла быстрее, надо учиться делать ее молитвенно, и для начала собранно и аккуратно, а не пытаться молиться и работать, ибо по неопытности попытка такого соединения молитвы и работы к успеху не ведет. И работу желательно выбрать не самую напряженную. Важен молитвенный настрой, а не само шептание слов молитвы во время работы.

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #2 : 28 Август 2008, 11:42:57 »
Алексаднр, спасибо большое за разъяснение и поддержку. я тоже оставил пока молитву :( по схожим причинам...
настало время начать... благословение правда я не получал, да и не собираюсь...
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

sergy

  • Сообщений: 61
  • Sergiy
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #3 : 28 Август 2008, 12:47:38 »
Спасибо за обьяснения

Vladimirus

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #4 : 28 Август 2008, 15:05:11 »
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский  АСКЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ
Тесный путь, в точном смысле слова! Желающий заняться успешно молитвою Иисусовою должен оградить себя, и извне, и внутри, поведением самым благоразумным, самым осторожным: падшее естество наше готово ежечасно изменить нам, предать нас; падшие духи с особенным неистовством и коварством наветуют упражнение молитвою Иисусовою. Основанием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские, во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание апостолам Его, в исследование духу их, в общение с духом их. Святые апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и суетности, по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира.  Вступивший умом в подвиг молитвы должен отречься и постоянно отрекаться как от всех помыслов и ощущений падшего естества, так и от всех помыслов и ощущений, приносимых падшими духами, сколько бы ни были благовидными те и другие помыслы и ощущения: он должен идти постоянно тесным путем внимательнейшей молитвы, не уклоня­ясь ни налево, ни направо. Уклонением налево называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами суетными и греховными; уклонением направо называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами, по-видимому благими. О, как справедливо называют отцы упражнение молитвою Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира! Эти достоинства принадлежат всякой внимательной благоговейной молитве, по преимуществу же молитве Иисусовой, чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий (Лествица, Слово 28, гл.10).

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #5 : 28 Август 2008, 15:40:11 »
«Делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней... Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва... Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием».
    Свт. Феофан Затворник http://psylib.org.ua/books/zatfe01/txt01.htm

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #6 : 29 Август 2008, 18:50:34 »
Думаю оставить ее потому потому что во первых ничего не получается во вторых она меня сильно тормрзит в повседневной жизни делаю все очень медленно

Не бросайте,дерзайте.Бросите и увидете как прийдет пустота,неудовлетвореность,неуверенность во всем.За три года молитва должна была принести вам немало утешительных минут,наверняка поддерживала в трудностях и скорбях.Ищи совета в святоотеческих книгах,если не находите у людей,Спаси вас Господи. Простите меня грешного.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #7 : 29 Август 2008, 19:51:40 »
«Делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней... Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва... Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием».
    Свт. Феофан Затворник http://psylib.org.ua/books/zatfe01/txt01.htm
Это определение свт. Феофана - точнее и не сказать (000, спасибо!) - поистине прозревает в самоё суть нашей "сизифовой" задачи.
Многие, упираясь рогом в постоянном произнесении Иисусовой молитвы, набивают такую мощную оскомину, которая может навсегда отвратить от всяческих попыток в будущем.
Никогда, ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя забывать, что молитва прежде всего есть совместное с Богом восприятие мира, тишина ума, открытого к этому восприятию постоянно, полнота жизни и всех чувств телесных и душевных, счастье Божьего присутствия.
Над этим стоит поразмыслить глубже и, может, действительно определить произнесение слов лишь как технический прием.
Мы - в некоторой путанице понятий типа: "творю молитву третий год, а толку никакого"... Как будто это "золотой ключик"-заклинание для успешного открытия "заветной дверки". Надо же представлять то, что там, за дверкой.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #8 : 30 Август 2008, 21:52:57 »
Знаком с человеком который с 7 лет знает старца исихаста,всегда ездил на Афон к нему.Затем перебрался в Аризону ради этого дела.И он все валится и валится не идет на подьем.И старец печалится при каждой встрече с ним.У него дед священик,тетя монахиня-семья очень набожная..Но среда его окружает просто бесовщина..На работе молодые работницы всегда интересуются как он в сексе или нет все любопытствуют,индейцы имеют храм сатаны-все сатанеют по соседству,после работы спешит в монастырь -побыть с монахами-среди них есть родня дальняя..Надо видимо войти в круг единомышленников и в нем жить-как этот грек все тянется к своим..Я ему говорю ..Ам бек ин ЮС-он говорит дак ты же в США,говорю тут в монастыре греция-они хотят сохранить стиль христианской жизни.. тот греческий..может Византийский..Потеряевка на Алтае еще на месте..Там пробовали сделать христианское село.. как староверы на Аляске там два села Вознесенск и Николаевка-это не Исихазм мешает жить душе,а язычество душу убивает-заменяет духовные ценности на материальные идет торговля-и исихазм в этом деле всегда не выгоден..Надо быть аскетом,не пожинать плоды своих трудов-вот заработал-могу и одеться и покушать и выпить на свои..Нет всегда быть нищим и не расслабляться в постах и нищите..Мне ближе святой Нил Сорский чем святой Иосиф Валокаламский ..

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #9 : 01 Сентябрь 2008, 11:04:52 »
Моя роль в напечатании данной цитаты постольку-поскольку, здесь спасибо свт.Феофану, за то, что он подобные слова в печатном виде оставил…. т.к. что-либо подобное  от себя высказать без последующей неадекватной реакции на высказывание не всегда  может и получиться.

Многие, упираясь рогом в постоянном произнесении Иисусовой молитвы, набивают такую мощную оскомину, которая может навсегда отвратить от всяческих попыток в будущем.

Не подумайте, что это в упрек Вам  Леонид, но стоит обратить внимание благодаря чему подобные рога порой расти начинают, я склонен думать, что не всегда причина в  самом молящемся.

Меня по приходу к христианству очень тронули следующие слова из Библии «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял Его»  (Быт.5:24).  Поразила простота и естественность  слов - ходил Енох пред Богом, ведь очевидно, что не четками обмотанный он ходил, и псалмы явно не распевал, однако ходил……… т.е. духом предстоял постоянно (я так понимаю).   

Потом начали поражать меня слова наших пастырей…. некоторых.
Например один из стандартных диалогов  перед причастием:
   - Каноны  читал (читал !!!!!) ?
   - Нет… ну, что же ты и не молился даже. Каноны то покаянные (!!!!) что и не каешься получается….
Вот она и вся трактовка молитвы. И всякого такого разного, о силе  слов молитвы, о видах текстов использовать которые должен считать своим долгом каждый правоверный (псалмы, евангелие) о сугубой  силе текста на славянском, об особо страшных заклинаниях типа молитвы задержания и т.п. и т.д.  Я о том, что молится и без слов можно, даже и сказать, иной раз остерегаюсь… дабы неадеквата не последовало

Я это все к причинам возникновения подобных вопросов…
Нередко можно услышать огорчительные высказывания представителей церковной иерархии о традиционной склонности  россиян к внешней вере, а дело то не в гражданском населении (имхо) пол страны уже с высшим образованием ходит, а в том, что эта  вера внешняя весьма старательно если и не насаждается, то поддерживается под предлогом сохранения устоев РПЦ.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #10 : 01 Сентябрь 2008, 11:39:13 »
Полностью согласен с 000.

И хочу высказать осторожное предположение-вопрос, которое очень бы хотелось обсудить со сведущими людьми, и родившийся в моей малокомпетентной голове при поверхностном знакомстве и срвнении более древних сиро-палестино-египетских  сочинений с более поздними афонскими:

Не является ли афонская практика Иисусовой молитвы лишь специфической ветвью общеправославного "умного делания", которая со временем, по ряду причин, стала главной и чуть ли не единственной для православного мира?

В этой связи: знакомясь сейчас с "умным деланием" в основном в рамках афонской и околоафонской традиции не страдаем ли мы часто зависимостью от формы, сужением "умного делания" до сугубо технических аспектов и не всегда четким различением сути "умного делания" от возникшей в определенном времене и месте формы?

Прошу прощения за то, что решил высказать эти предположения не обладая должной компетенцией и прошу воспринимать эти мысли скорее как робкий вопрос в надежде узнать побольше об этом, а не как утверждение правоты этих догадок....
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #11 : 01 Сентябрь 2008, 11:57:48 »
И хочу высказать осторожное предположение-вопрос, которое очень бы хотелось обсудить со сведущими людьми, и родившийся в моей малокомпетентной голове при поверхностном знакомстве и срвнении более древних сиро-палестино-египетских  сочинений с более поздними афонскими:

Дионисий К ... Вы для еще более малокомпетентных поясните,  на какую разницу возникшую при сравнении сиро-палестино-египетских  сочинений с более поздними афонскими Вы намекаете, и  о каких  сочинениях речь идет?

p.s. если полагаете это возможным конечно.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #12 : 01 Сентябрь 2008, 12:14:31 »
Цитировать
Дионисий К ... Вы для еще более малокомпетентных поясните,  на какую разницу возникшую при сравнении сиро-палестино-египетских  сочинений с более поздними афонскими Вы намекаете, и  о каких  сочинениях речь идет?

Ну к примеру Лествица и труды Григория Паламы...хотя я щас подумал, что разница скорее не географическая а историческая...просто Афон стал олицетворением средневекового Исихазма...

В более ранних сочинениях канва Умного Делание более заметно вплетена в общехристианский Путь, меньше внимания уделено формальным вопросам техники, нет четких указаний какую именно молитвенную формулировку прменять, более широко, подробно и красочно описаны внутренние процессы, нет тяготения к субстанциональности что ли....я как бы разницу чувствую, интуитивно, а облечь в слова в силу малокомпетентности не могу...

Вобщем у древних более широко и менее формально раскрыто это самое "хождение пред Богом", а не мистические экстазы и формы...

Напомню, что это всего лишь догадка-вопрос...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #13 : 01 Сентябрь 2008, 12:52:13 »
    Ну то, что Иисусова молитва это не мантра т.е. священный гимн, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих это однозначно.
    Ссылку  сейчас дать, но кажется тот же свт. Феофан об этом пишет.
    У И.Сирина есть конкретное описание жизни некого подвижника где он описывает его моление отнюдь не в форме Иисусовой молитвы.
    Хотя вообщем то итак очевидно, что фомирование формулировки Иисусовой молитвы это исторический процесс...
    Если Вы  про этот момент..
    Вообще эти споры (имхо) они на теории основанны, на чистой, голимой (пардон за слово) теории  есть молитвенное состояние когда вообще произнесение слова - разрушает молитву, т.к. необходимо безмолвие и отрешенность от всякого действия.
     Молитва же это Богообщение, а не монолог пусть даже, совершаемый путем повторения имени Божьего.

     p.s. не знаю про то я, или нет...

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: вопрос
« Ответ #14 : 01 Сентябрь 2008, 13:03:45 »
Цитировать
     p.s. не знаю про то я, или нет..

я тоже не понял :-) вроде бы про то...а вроде бы и нет :-)

Надо сказать как мантру молитву в православии не понимал никто и не в какой период...

Афонская традиция это плодоносящее дерево и я не в коем случае не хотел бросить на нее тень...

Простите...
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.