Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160722 раз)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #270 : 13 Декабрь 2011, 15:11:53 »
Что же творится в первый день?  :roll:

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #271 : 13 Декабрь 2011, 15:33:20 »

Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #272 : 13 Декабрь 2011, 15:35:05 »

Новодевичий.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #273 : 13 Декабрь 2011, 16:37:33 »
Что же творится в первый день?  :roll:
В 1 день в бытие приведен Свет. И назван – Светом. А что не Свет, то названо Тьмой. На иконах Свет показан белым цветом (он же - Царствие, он же –  Ирий). А в 4 день – обычный тварный свет.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #274 : 13 Декабрь 2011, 20:34:48 »
Что же творится в первый день?  :roll:
В 1 день в бытие приведен Свет. И назван – Светом. А что не Свет, то названо Тьмой. На иконах Свет показан белым цветом (он же - Царствие, он же –  Ирий). А в 4 день – обычный тварный свет.

Тольно одна поправка: Свет и есть бытие, а все, что не бытие, то тьма.

Цитировать
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Вот тот Свет и та тьма:
(эта тьма вовсем не мрак греха, на иконах она изображается синим, зеленым, черным)
Цитировать
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Еще яснее в греческом подстрочнике (обратите внимание на другую расстановку знаков препинания):
Цитировать
Всё через Него сделалось, и без Него сделалось и не одно. Которое сделалось в Нём жизнью было, и жизнь была свет людей; и свет в темноте светит, и темнота его не объяла.
http://bible.in.ua/underl/
And death shall have no dominion

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #275 : 13 Декабрь 2011, 21:00:35 »
ну дык это и так все было ясно...в чем фишка то?  :-)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #276 : 13 Декабрь 2011, 21:15:40 »
Gabriel, в том, что буквальное прочтение не всегда помогает. И что это имеет прямое отношение к иконе, на которой изображается символический, богословский, литургический, а не буквальный смысл.
And death shall have no dominion

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #277 : 13 Декабрь 2011, 21:36:31 »
А что понимается под буквальным прочтением тогда?  :-)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #278 : 14 Декабрь 2011, 00:34:32 »
Цитата: lily
То, что творится в остальные дни немного похоже, на то что мы видим.
Вопрос: что творится в первый день?

"Первый" день  - такого нет в тексте. В тексте - день ЕДИН (по русски - день ОДИН).

lily, это не совсем по теме, но может быть и по теме.

В первый день творится духовная (или умная) реальность (Небо) и чувствено-материальная реальность(Земля). То есть, творится весь мир во всем его многообразии. Чувственное может указывать на духовное, служить ключом для понимания смысла. Через это получаем возможность опосредованнного представления о духовном, т.е. задействуется символическое мышление.

Мое представление о днях творения - что это не последовательные этапы, а разные срезы единой многомерной реальности.

День един - это все творение в совокупности всего его времени. Был вечер и было утро  - от создания до конца света - от вечера к утру, и ко вхождению в ДЕНЬ ПОКОЯ, который уже превосходит тварное.

Градации дней - это усматриваемая в творении иерархия. От главного к частностям.  Как кинематографический наплыв - от общей панорамы к  деталям и подробностям...
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2011, 00:56:31 от Elena »

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #279 : 14 Декабрь 2011, 00:43:23 »
Цитировать
Тольно одна поправка: Свет и есть бытие, а все, что не бытие, то тьма.
Да, так.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #280 : 14 Декабрь 2011, 00:50:44 »
Цитата: lily
буквальное прочтение не всегда помогает.

Прочтение - оно в голове. Это уж кто как поймет.  :-) Художник может помочь восприятию, что-то акцентируя, как-то компонуя. Но не всегда уместно "расшифровывать" смысл через изменение реального сюжета. Есть возможность подать такими средствами (пластическими, композиционными) , что форма переинтонирует смысл, не противореча "букве" (я говорю о данной композиции - баран, запутавшийся рогами в чаще).
« Последнее редактирование: 14 Декабрь 2011, 01:11:32 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #281 : 14 Декабрь 2011, 00:55:05 »
Цитировать
Свет и есть бытие, а все, что не бытие, то тьма.

Не вижу в понятии  "тьма" отрицательного смысла. Вижу потенциал (впустить свет, просветиться)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #282 : 14 Декабрь 2011, 02:47:46 »
В первый день творится духовная (или умная) реальность (Небо) и чувствено-материальная реальность(Земля). То есть, творится весь мир во всем его многообразии. Чувственное может указывать на духовное, служить ключом для понимания смысла. Через это получаем возможность опосредованнного представления о духовном, т.е. задействуется символическое мышление.

На мой взгляд материальная реальность начинает создаваться здесь:
"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом."

А это мало похоже на материальный мир:
"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. "

См. Гимн 17 Симеона Нового Богослова
"Вещи зримые оставив
и к незримым прилепляясь,
я приемлю дар великий:
созерцать, любить Нетварность,
отрешиться целокупно
от всего, что возникает
и тотчас же исчезает,
и умом соединяться
с Безначальным, Безконечным,
и Нетварным, и Незримым;
вот любви и суть, и сила."

Опять же, придерживаюсь другой модели: чувственное - икона духовного, ключи находятся в чисто духовной сфере. Ключи ко всему, особенно к сакральному (искусству).

Мое представление о днях творения - что это не последовательные этапы, а разные срезы единой многомерной реальности.

На мой взгляд это именно этапы проявления.
В пределе человек должен творить также как творит Творец. Это так во многих культурах. Поэтому для нас важен Шестоднев.
Восходя в созерцании, нисходить в творчестве.

ps Не питаю на свой счет никаких иллюзий, все эти выкладки - путеводная звезда, нить Ариадны, а путь далек.
And death shall have no dominion

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #283 : 14 Декабрь 2011, 10:07:16 »
   
       Все познается в сравнении.
                           
Здорово, мне очень понравилось!
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #284 : 14 Декабрь 2011, 12:07:32 »
lily,
Цитировать
Восходя в созерцании, нисходить в творчестве.
Вспоминаю по этому поводу арх.Софрония, который мне очень близок. Он в миру был живописцем. В какой то период жизни пережил очень напряженную борьбу между страстью к искусству и тягой к молитве. Победило в нем второе.   когда молитвенный настрой стал брать в нем верх и  стала открываться суть вещи через созерцание, в нем началось мучение от невозможности выразить художественными средствами всю красоту открывающегося ему.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон