Исихазм

Автор Тема: Интересная тема психологического исследования  (Прочитано 59706 раз)

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Всем здравствуйте!Недавно наткнулась в сети на весьма интересное психологическое исследование ( ссылку постараюсь найти позже, поскольку муж случайно удалил её  с рабочего стола). Оно посвящено сексуальности монашествующих женщин и их отношению к мужчинам. Так вот, там в частности говориться о том, что послушницы и монахини, занимающиеся умным деланием под руководством опытного духовника, с открытием помыслов и послушанием, достигают при молитве таких переживаний,которые по силе и проявлениям значительно превосходят оргастические, при этом отношение к мужчинам из плотского интереса меняется в сторону всеобщей, материнской и христианской любви, таким образом сексуальные желания как бы сублимируются или переходят на новый уровень и используются на пользу служению.Такая постановка вопроса меня если честно, несколько поразила, поскольку я думала об умной молитве несколько в другом аспекте, хотя у  Святых отцов написано о блаженстве, даруемом Иисусовой молитвой, но вот в таком аспекте я это встретила впервые. Хотелось бы знать, кто что думает о таком аспекте.
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

margav

  • Гость
Вот прочла про ето сравнительное психоисследование и почему то сразу вспомнилась поговрка про Божий дар и яичницу...Простите.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

ИМХО - все правильно - если правильно понять :). Правда, наверное, надо сделать некоторые пояснения. Дело совсем не в том, что молитва, духовное делание или духовная жизнь дарует якобы всего-лишь сублимацию сексуальности и этим, мол, все можно объяснить с материалистической позиции; но молитва дает ВСЕ (т.е. Господь дает через молитву, через духовное делание индивида), в том числе, и может помочь (а может и не помочь, в зависимости от разных человеческих факторов) в сублимации сексуальности. Т.е. сексуальность сублимируется любовью, а не является причиной любви, будучи сублимированной, как могли бы сказать материалисты. Сексуальность вступает в послушание Любви.

Любовь же (если в абсолютном смысле) есть Сила, без которой ничто не начало быть, что начало быть. Поэтому ИМХО все остальные силы по отношению к ней можно понимать, как тварные или просто второстепенные. Но в полном послушании, они становятся частью Большего, ибо Любовь начинает жить в них, и они в Любви. Так я понимаю. Этим можно объяснить то, что Любовь, хоть и сама по себе является сверхчувственной, но через (очищенное) чувство себя выражает, т.е. является также и чувством.

А яичница, будучи всего-лишь яичницей, но приготовленная с любовью и мудро, тоже может быть совершенна и быть, в некотором смысле, Божьим даром :). Да и готовится она-то из того, что, по большому счету, Бог дал.
« Последнее редактирование: 30 Сентябрь 2008, 10:19:33 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Какая-то повальная проблема с сексуальностью у женщин. Я в том числе. На самом деле все очень не просто, и не только не просто, но и очень опасно.
Благодаря данному форуму и мудрым советам форумчан, я вернулась к трезвому образу мыслей.  Если искать не Господа, а оргазмических состояний и сублимации сексуальной энергии, сто процентно попадешь в одержимость к падшему духу. Пережила на собственном опыте. Бог Свят и не может принять нашу плотскую неочищенную любовь. Только через покаяние и очищение ума можно достичь сублимации.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Думаю, необходимо не забывать и учитывать  женскую психологию и природу. Материнские инстинкты могут быть сильны, но их ли проявление в данном случае будет являться целью? Хотя, конечно, не исключено и необходимо преображение этой силы души.
Предполагаю, что с мужчинами дело обстоит немного по-другому, можно много времени тратить на «борьбу» с самим собой, при этом каждый раз не умело собранная мозаика разлетается вдребезги.
яко немощен есмь

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

ИМХО Это просто слова термины из разных систем - философии, психологии, которыми пытаются пояснить религиозные переживания. Слова остаются словами без пресущего той или иной системе координат значения и рассматриваемые только раздельно - при соединении с религиозным опытом они теряют свой понятийный аппарат логических схем построения данных наук. Как-то замысловато выразился/, но где-то так. ИМХО Что касается упоминаний, то полагаю, они есть, в частности упоминание мокроты внизу живота как греховное проявленние и отсутствие чистоты при творении. Поэтому и речь постоянно идет об очищении и... возможной прелести (в частности принять одно за другое). Если этого не знать, можно сильно ошибится. Мягко сказано.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Проблема существует, бессмысленно делать вид, что ее нет.

"Очень интересное явление — когда подавленная сексуальность выходит наружу в “несексуальной” деятельности. Например, в разговорах (крайнее проявление — “секс по телефону”, по аське и т.п.). Люди, лишённые секса, склонны говорить о нём и обо всём с ним связанном, причём с особями противоположного пола. Это замечали даже участники православнейшего из форумов, где в каждый пост, как ростки по весне, снова и снова поднимаются темы о женской физиологии, супружеских отношениях, допустимости орального секса и т.п.. Не до поста, не после, а именно во время — как раз когда никакого секса православным не положено*, наоборот, надо возносить свои мысли к горнему и очищаться душой.

То же стремление “поговорить о сексе” c женщинами есть, как я сегодня окончательно убедилась, и у монахов. Конечно, деятельность известного аббатуса давно наводила на такие мысли. Но слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II окончательно развеяли все сомнения. Вот что он говорит: “Печально, что некоторые священники, в основном иеромонахи, считая исповедь по таким брошюрам [«Чинопоследование исповеди», «Таинство Покаяния» и т.п. — Е.К.] углублённой и исчерпывающей, активно пользуются ими при совершении Таинства Покаяния без учёта возраста, пола, положения человека в обществе. Можно себе представить, как чувствует себя невинная пятнадцатилетняя девочка, когда, называя вещи своими именами, ей задаются вопросы о содомском грехе и тому подобном, или порядочная семейная женщина, когда такого рода духовник начинает расспрашивать об интимных подробностях её супружеских отношений. Причём это особенно характерно для младостарцев и монашествующего духовенства.”**

Тут, во-первых удивляет спокойствие, с которым патриарх говорит о наличии у исповедников из монахов явно выраженного желания сексуальных разговоров и сексуальных признаний от женщин. Думаю, к просмотру монахами эротики отношение у иерархов совсем иное, хотя подложка обоих этих действий одинакова: замещающее удовлетворение сексуальных желаний. А во-вторых, здесь, думается, видно ещё одно проявление подавленной сексуальности — садистское наслаждение стыдом женщины. Вырывать постыдные признания у покрасневшей девушки, вызывать у женщины стыд и смущение — случайно ли, что этим злоупотребляют именно монахи, которым кроме исповеди никакие другие взаимодействия с женским полом не доступны? Монах при этом ещё и утверждает своё превосходство над исповедующейся: сам-то он как бы не имеет этого греха, ибо воздержан, чист и целомудрен. Рассказывать о своих “грязных” поступках “чистому” человеку — весьма унизительно.

Вырывание монахами постыдных признаний у женщин живо напоминает мне ещё одно очень сексуальное действие, которое производили монахи (на этот раз католические) над женщинами. Я говорю об инквизиции и охоте на ведьм. На дознании и пытках должны были обязательно присутствовать два инквизитора (монахи). Сам же процесс проверки, не ведьма ли это, начинался с того, что женщину раздевали догола.*** Во время всех пыток она также оставалась совершенно обнажённой. Весь этот антураж, как и виды пыток, которые применялись к женщинам, пропитаны не просто садизмом, но садизмом с яркой сексуальной окраской. Представьте: двое монахов, целибатов, сидят и наблюдают, как перед ними раздевают догола женщину, как палач тыкает в её тело иголкой, растягивает на дыбе, слушают её крики и стоны, смотрят, как её тело извивается от боли, и время от времени задают вопросы и дают распоряжения, какую пытку применить и когда закончить. Остаётся только догадываться, какие чувства они при этом испытывали.

В призывах и даже требованиях одного небезызвестного монашествующего, чтобы женщина шла на смерть и жертвовала собой, если уж забеременела, проглядывает тот же самый монашеский садизм, что был у инквизиторов. Та же жажда властвовать над женским телом и желание страданий и смерти “виновной” (особенно по сравнению с ним, “чистым”) женщине.

Конечно, инквизиция — это средневековый ужас и ничего подобного в православии не было и нет. Но всё же желание овладевать женщиной и её телом через подчинение его своему руководству, разговоры о сексе, вызывание у неё стыда и смущения — всё это, на мой взгляд, общие черты одного явления — подавленной сексуальности. Сексуальность — чрезвычайно мощная энергия. Если она не трансформируется, а только подавляется, то она всё равно будет находить выход, только в искажённом почти до неузнаваемости виде.

Я не считаю воздержание чем-то плохим. Это такой же инструмент совершенствования, как любой другой. Проблема возникает тогда, когда человек становится воздержником не добровольно, а потому, что к окончанию семинарии не получилось найти жену, потому что старец приказал, или потому что в белом духовенстве далеко не продвинешься. Принудительный целибат часто выходит боком, точнее, это подавленная сексуальность выходит в весьма изощрённых и часто неприглядных формах."

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

ИМХО Вы не поняли Молчащую. Разговор не об этом вообще

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Если не поняла, прошу простить.

margav

  • Гость
Svetlana, простите, а откуда эта Ваша "цитата", если не секрет, откройте источник?

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Вы меня простите, разговор действительно не о том.Мне интересна тема, поднятая в этой статье, именно в контексте того, что Иисусова молитва под руководством опытного духовника даёт гораздо более сильные ощущения, тем те, что испытываются при сексе и оргазме и таким образом полностью отпадают эти влечения и любовь сексуальная превращается в любовь универсальную, всеобщую. А сексуальные проблемы монашествующих, в частности иеромонахов мы в этой теме не рассматриваем.
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

послушницы и монахини, занимающиеся умным деланием под руководством опытного духовника, с открытием помыслов и послушанием, достигают при молитве таких переживаний,которые по силе и проявлениям значительно превосходят оргастические, при этом отношение к мужчинам из плотского интереса меняется в сторону всеобщей, материнской и христианской любви
Ну, во-первых, совсем необязательно "послушницы и монахини". Различного рода переживаний, думаю, достигал каждый, кто серьезно относится к молитве.
Во-вторых психология в периоды таких небесных переживаний ни при чем. И говорить о сублимировании или замещении совершенно невозможно, потому что наше привычное "рацио" отключается и включается сердце.
Что касается издевок монахов над исповедниками, то они скорее всего происходят не в периоды таких небесных переживаний. Увы, издержки бурного роста монастырей при падающем "качестве".

Вот что могу добавить: когда действительно сподобляешься таких переживаний, то даже после начинаешь совершенно по-другому относиться к себе, к людям, к сложившемуся порядку вещей. Такие переживания оставляют неизгладимый след на сердце -- настоящий Дар с Неба.

margav

  • Гость
Спасибо за ссылочку, я почему то так и предпологала. Вообще то умудренные православные верующие советуют пользовать в сети только проверенные однозначно легитимные православные ресурсы, поскольку враг слишком хитер и изобретателен.  :-D

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Какая-то повальная проблема с сексуальностью у женщин. Я в том числе. На самом деле все очень не просто, и не только не просто, но и очень опасно.
Благодаря данному форуму и мудрым советам форумчан, я вернулась к трезвому образу мыслей.  Если искать не Господа, а оргазмических состояний и сублимации сексуальной энергии, сто процентно попадешь в одержимость к падшему духу. Пережила на собственном опыте. Бог Свят и не может принять нашу плотскую неочищенную любовь. Только через покаяние и очищение ума можно достичь сублимации.


Господь не только Свят, но ещё Всемогущ и Всемилостив и видимо может принимать человека таким каков он есть, вместе с его плотской любовью. Кстати у меня не редко бывали случаи, что во время секса с мужем. при приближении к оргазму, я начинала повторять Иисусову молитву, но потом, заметив это резко обрывала. Мой духовник не смог мне ответить на мой вопрос, что это такое и почему так?
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!