Правда – это то, что приближает мысль к Истине, а ложь – то, что ее отдаляет. Поэтому, в правде - меньше искажений Истины, а ложь искажает Истину до неузнаваемости.
Верно, за этим вижу и другое. Правда это то, что потенциально способно преобразиться (измениться) под воздействием истины, ложь же не подлежит преображению, она изгоняется или уничтожается.
В словах Василия Великого вижу важное в указании направления «К», а не «ОТ». «Направляется к середине добродетели» . Направление «к» указывает на правду, на правое, правильное движение мысли. «Правый сердцем».
Опять же, подхватываю вашу мысль и продолжаю. Движение правды, не к отрицанию ее истиной, а к преображению правды в истине.
Направление «от» - указывает на неверное направление, на ложь. Примирить правду и ложь не получится при всем желании. Необходимо сделать выбор.
Направление от, это направление уход от середины (диалога) с истиной. Ложь всегда монологична, она доказывает себя саму, ей не нужна истина, она понимает, что истина ее вскроет, аннигилирует.
Но замечу, что правда в отличии от истины может иметь примесь лжи (или неведения), а для этого и должна быть задействована воля, которая направляет правду к истине, для ее же очищения, изменения, просвящения и преображения.
Если мысли в диалоге всех участников движутся в едином направлении к середине, то можно говорить о таком диалоге, в котором раскрывается Истина для всех, даже если мысли у всех разные и правда у каждого своя. Если есть искажения Истины или заблуждения, возникающие в результате неверного движения мысли, то в таком случае не говорят о правде. Скорее говорят, что это ложь, или иначе - невежество, пребывание в темноте и т.п.
Диалог возможен только тогда, когда мы соглашаемся на инобытие (другость) другого, который инаков по отношению к нам, не плох, не хорош, а инаков. Середина - это точка соприкосновения правд двух и более личностей, их диалог. В таком диалоге есть потенциальная возможность присутствия (третьего лица) Истины и ее правда - благодать (как усвояемая энергия для личности), степень ее освоения уже зависит не столько от качества (формулировки правды), сколько от самой личности. На самом то деле усваивает Истину и преображается личность, а не сама правда человека (правда земная), но в результате этого преображения, личность являет новую правду (скорректированную истиной небесной), которая тут же включается личностью в дальнейший диалог.
Направление мысли "от середины" вызывает излишество или недостаток добродетели, а по простому - это грех. Помните святоотеческое определение греха? Это амартия - непопадание, в следствии неверного движения ума не "к", а "от".
Уход от середины, это всегда отказ от диалога, в данном случае от диалога с Богом, который подменяется монологом, .