Исихазм

Автор Тема: Учитель в исихазме и потребность в нем?  (Прочитано 27295 раз)

варюшка

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #90 : 10 Январь 2009, 21:52:24 »
безымянная.
попробуйте в яндексе поисковиком.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #91 : 10 Январь 2009, 22:14:29 »
Цитата: варюшка
Возрастающая сила Спасителя не возбудила в Иоанне Крестителе ни тени зависти или горечи. Человек от природы сильный, решительный, самостоятельный, он мог бы вступить в соревнование с Христом, увлечь за собою легковерную толпу и выступить основателем нового учения, учредителем новой школы.

Это не в стиле святоотеческих толкований. Это на уровне психологических теорий "ролевой игры" - такие предположения, что он "мог бы"... Не мог.

И то, что он "от природы сильный, решительный, самостоятельный" - это тоже отсебятина. В Писании нет психологических характеристик, и не плодотворно их от себя сочинять.

Во взаимоотношениях Иисуса Христа и Иоанна Крестителя иная логика. Трудно ее сформулировать. Но вот нужно помнить, что отношения Иоанна и Христа были предопределены еще во время их пребывания во чреве матерей (встреча Марии и Елисаветы).

"Он сразу понял величие грядущего Спасителя" - он об этом величии знал еще от чрева матери. При встрече же узнал лично Того, о чьем величии знал от чрева.

Цитата: варюшка
Иоанн Креститель в данном случае символизирует духовника, а возрастающий Христос - в его "чаде". Перед которым духовник  - умаляется.

Образ взаимоотношений Христа и Крестителя - очень сильный в символическом плане.

Но вряд ли его можно использовать для раскрытия межчеловеческих отношений. Уместнее видеть и Христа и Крестителя внутри себя (ИМХО).

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #92 : 10 Январь 2009, 22:28:14 »
безымянная.
попробуйте в че поисковиком.

как ни странно, нашел:-) Красиво написано, но про "возрастающего Христа" (у Вас) не очень точно. Он же не "возрастал в Премудрости" буквально, так как обладал всеведением от момента Воплощения и по Своему человечеству. Поэтому и назвать Его учеником (хотя мысль понятна), наверно, будет не совсем корректно (только разве что в смысле Его кенозиса).

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4527
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #93 : 10 Январь 2009, 22:36:12 »
Цитировать
Цитата: варюшка от Сегодня в 21:52:24
безымянная.
попробуйте в че поисковиком.

Я читал это ранее, но не могу точно вспомнить кто автор...Возможно Антоний Сурожский

варюшка

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #94 : 10 Январь 2009, 22:45:06 »
так, подождите. значит была неточна.
дело не во фразе ,а в цитате из Евангелия.
Креститель - символизирует духовника. Христос - Сам Себя для человека.
учитель подготавливает послушника ( и т.п.) к восприятию Христа.
и поначалу, по несовершенству послушника, даже заслоняет его (море случаев когда заменяет).
(опять вспоминаем Евангелие -"и многие говорили уж не Мессия ли он?")
но приходит пора, когда послушник, ученик, возрастает в Боге так ,что все становится на свои места.
духовник -лишь человек.
происходит встреча человека со Христом.
и духовник "умаляется", а Господь - "вырастает", занимает подобающее Ему положение.
в идеале дальше ученик уже идет ОДИН ко Христу ничего другого уже не видя.
« Последнее редактирование: 10 Январь 2009, 23:08:43 от варюшка »

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #95 : 10 Январь 2009, 23:13:27 »
У меня просьба ко всем.
Вот здесь разговор об учительстве.

Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области, не в области работы с личными грехами... Это ведь не из разряда тайн. Это может помочь другим.

Как такового учителя у меня нет чтобы сказать: «это мой учитель». Но есть один человек которому я доверяю, потому что знаю, что всегда получу от него искренний совет и духовную поддержку. Я вижу Божью мудрость, которой часто не наблюдаю у себя и принимаю наставления. НО: понимаю, что это люди которым порой свойственно ошибаться или тоже чего то не понимать..

Насчет советов – идя за советом часто я уже внутри себя знаю как поступить и ответы как правило подтверждают мои мысли, хотя бывает и наоборот. Проблема в том что я не всегда поступаю как мне советуют..это наверное плохо.. опять она самость..  :|
Бывает в простой беседе с кем то Бог что то открывает, словно специально для меня или что нибудь увидишь, прочтешь и тоже Бог учит. Думаю Он – самый главный Учитель  и наставник.  :-)
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4527
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #96 : 10 Январь 2009, 23:26:59 »
Простите  angel . на эту просьбу Маски Вы можете ответить

Цитировать
Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #97 : 10 Январь 2009, 23:29:16 »

В самом сильном смысле слова учитель - это человек, к которому идешь в послушание.

Послушен человек только тому, чье руководство принимает как Божие руководство и только после того, как отношения наставничества реально установлены. Это как духовный брак. Наставничество - это отношения, в которых спасение одно на двоих. Иначе невозможно передать свою свободную волю в управление старшему.

Пока еще не было реальной проверки моей способности к таким отношениям. Но желание было.

В логике послушания есть какой-то скрытый смысл. Вот на форуме есть тема - умирание самости. В отношениях послушания ценное - что без упразднения границ собственного самоощущения это невозможно. Ты становишься как бы прозрачным в волевом качестве. Если неправильное, неверное указание - то ты не защищаешься от этого, не "качаешь права", не протестуешь, а принимаешь все с полной уверенностью, что самой себя защищать не надо, что безропотно принимая абсурд ты через Божие участие переадресуешь все последствия автору-сочинителю этого абсурда. А уж он пусть  сполна несет ответственность, если делает не должное. Это невозможно от головы, это только по вере возможно.

Только когда сам не защищаешься, только тогда на защиту встает Бог.


Соглашусь что наставления духовного учителя человек принимает как Божье руководство.
Но одно дело прислушиваться к человеку, принимать исправления и помолившись, принять решение, а другое – на 100% соглашаться со всем, что говорит духовный наставник не включая разума и не размышляя..Можно такую неправду принять…особенно если сам духовно не развиваешься в Боге.

Насчет духовного брака..хм.. :|
Все таки брак духовный у нас со Христом.

И спасение не может быть одно на двоих. Спасение – это дар Бога каждому лично.Каждый человек как сказал ап.Павел сам «совершает свое спасение».
В конце отчет давать Богу придется,а не духовному учителю..

Да и свою свободную волю лучше не человеку,а Богу доверить. А то может получится неосознанное духовное рабство..
Я здесь ни в коем случае не говорю против духовного учительства. Говорю,что следуя за Богом, мы учимся у кого то, в ком видим достойный христианский пример.
Слава Богу за учителей.

 НО: лучше в первую очередь жизнь подчинить Иисусу Христу. так проще.  :-)

Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #98 : 10 Январь 2009, 23:33:12 »
Вот интересное рассуждение по этому поводу из "Монах Константин Беседа о молитве"
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/monk_konstantin.htm
Довольно длинное, но и довольно исчерпывающее

Вот за эту ссылку большое спасибо.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #99 : 10 Январь 2009, 23:39:25 »
Простите  angel . на эту просьбу Маски Вы можете ответить

Цитировать
Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области
Могу, но не очень понятно: это наставление как нужно молится или молитвенная помощь учителя?..
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4527
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #100 : 10 Январь 2009, 23:55:32 »
angel  осмелюсь сказать за неё. Мне кажеться она имела ввиду как молиться.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #101 : 11 Январь 2009, 00:00:49 »
Цитата: angel
Насчет духовного брака..хм.. 
Все таки брак духовный у нас со Христом.

И спасение не может быть одно на двоих. Спасение – это дар Бога каждому лично.Каждый человек как сказал ап.Павел сам «совершает свое спасение».
В конце отчет давать Богу придется,а не духовному учителю..

А то может получится неосознанное духовное рабство..

Во всем с вами согласна. Не вижу противоречий между моим и тем, что говорите вы. Как-то у меня все уживается в моем уме.

Цитата: angel
спасение не может быть одно на двоих.

"Жена, почем знаешь, не спасешь ли мужа..." (ап. Павел)

Цитата: angel
может получится неосознанное духовное рабство

"Духовного рабства" не бывает в отрицательном смысле этого слова. Дух - это область свободы от произвола. Только добраться туда больших трудов стоит. В одиночку сложнее, чем в связке. По своему опыту вижу пользу даже от отдельных советов.

Наверно есть какая-то польза и в рабстве, раз Писание настойчиво пользуется этим образом. Рабство, конечно Богу, но может осуществляться  через послушание конкретному лицу. При наличии веры, что Бог управит эти отношения.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #102 : 11 Январь 2009, 00:05:15 »
Цитата: варюшка
Креститель - символизирует духовника. Христос - Сам Себя для человека. Учитель подготавливает послушника ( и т.п.) к восприятию Христа. И поначалу, по несовершенству послушника, даже заслоняет его (море случаев когда заменяет). Но приходит пора, когда послушник, ученик, возрастает в Боге так ,что все становится на свои места.

Всякое толкование может иметь место. Когда я что-то иное говорю - не значит, что жестко противопоставляю и навязываю свое. Просто делюсь мнением.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #103 : 11 Январь 2009, 00:21:28 »
angel  осмелюсь сказать за неё. Мне кажеться она имела ввиду как молиться.
Маска, за вас уже ответили :lol:(шучу)

Ок. Помню первый свой вопрос: как молится? ответ если честно меня удивил(потому что казалось молитва это что то сложное): - молитва это в первую очередь общение с Богом, поэтому молится с верой и искренно. Это может быть как просьба так и просто разговор. Ну конечно напомнили про молитву Отче наш,Псалмы и другие библейские молитвы, на которые можно опираться в молитве.( например если молитва об исцелении то найти места Св.Писания говорящие об исцелении и т.д.) Общая мысль была такая что Бог никакой образец или шаблон не заменит живого общения с Богом,так сказать онлайн :-)  :wink:

Мне было интересно как нельзя молится. Ответ был таков: молитва должна быть направлена только на добро, и ни коем случае на зло. Нельзя говорить: Бог сделай чтобы этот человек поступил так то и так-то, т.к это уже манипуляция т.е колдовство.

А вы что скажете? были ли у вас советы в молитвенной области?

Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #104 : 11 Январь 2009, 00:29:02 »

Во всем с вами согласна. Не вижу противоречий между моим и тем, что говорите вы. Как-то у меня все уживается в моем уме.

Цитата: angel
спасение не может быть одно на двоих.

"Жена, почем знаешь, не спасешь ли мужа..." (ап. Павел)

Цитата: angel
может получится неосознанное духовное рабство

"Духовного рабства" не бывает в отрицательном смысле этого слова. Дух - это область свободы от произвола. Только добраться туда больших трудов стоит. В одиночку сложнее, чем в связке. По своему опыту вижу пользу даже от отдельных советов.

Наверно есть какая-то польза и в рабстве, раз Писание настойчиво пользуется этим образом. Рабство, конечно Богу, но может осуществляться  через послушание конкретному лицу. При наличии веры, что Бог управит эти отношения.


Это хорошо. :-)
Думаю здесь не буквально о том, что если жена спаслась то и муж автоматически за ней. Я Говорю о личном спасении,т.е о личном покаянии.
Тоже ничего не имею против, соглашусь.Смотря как поставить акцент. Я о том, чтобы не впадать в крайности. :-)
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.