Исихазм

Автор Тема: Сияющий Мрак  (Прочитано 39790 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #105 : 05 Февраль 2009, 00:21:36 »
Цитировать
Преподобный Симеон очерчивает два полюса христианской молитвы, показывает две противоположные стороны этих отношений: Бог "сущий во свете неприступном", и все же человек дерзает приходить к Нему и беседовать с Ним, "как друг с другом". Бог превыше всякого бытия, бесконечно далекий, недосягаемый, "Всецело Другой", misterium tremendum et fascinans. Он абсолютно трансцендентен - и в то же время всегда рядом, близкий, любящий, пребывающий с нами и в нас, "везде сый и вся исполняяй".

Цитировать
До самой последней минуты мы всегда - между упованием и трепетом, "между страхом и надеждой" (св. Амвросий Оптинский).

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #106 : 05 Февраль 2009, 08:54:36 »


Был период, когда мне не о чем было просить Бога.
Обращаешься и...возникает некое состояние...
 Если приходила мысль, то только мысль о благодарности.
Но и она казалась какой-то неуклюжей. Вообще мысль любая словно перекрывает, засоряет.
Кажется я знаю, что это такое ...безмолвная, безмысленная молитва.
И это всегда при мне.

Я не понимаю, как это ...вдалбливать себе. В этом есть что-то искусственное, наносное. Хотя вероятно кому-то это подходит. Путей много.

Интересно познавать жизнь, интересно пробовать всё, интересно  учиться свободе.
Мне кажется таким образом человек извлекает  нечто ценное, что навсегда врастает в его суть, становится им. Именно в этом я вижу смысл, когда часть нашего существа, которая остаётся в ведении человека сама, добровольно, осмысленно идёт навстречу Божественному и сливается. Это данная человеку свобода воли. Пусть мысли, слова и поступки неразумные пока, более похожи на детские.
Растёт дитя... в безмерной любви... и учится доверять...верить ...безмерно верить и любить.
Не претендую на истину.
Пока вижу так.

А ещё есть соблазн уйти в бесконечные и бесплодные споры.
Поэтому спасибо всем за внимание  к моим словам )))




Alex66

  • Сообщений: 33
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #107 : 05 Февраль 2009, 10:45:09 »
Позвольте высказать свое мнение.Много было сказано о том,что человек просит Бога о чем-то материальном,о каких-то решениях своих проблем.На своем опыте скажу-я то же просил и получил,но то что я получил не дало мне никакого удовлетворения и пользы,а наоборот загнало меня в угол(хотя в этом я сам виноват),опять вспомним истину:"На все воля Божья",значит так было надо-я получил что хотел,согрешил,все потерял.Значит так было нужно,после этого я прошел испытания,жестокие испытания,но я благодарен Господу,что наконец-то я обрел Его в своем сердце.Сейчас я ничего не прошу,прошу лишь помиловать меня,ну или укрепить мою веру,душу и тело.У святых прошу,что бы помолились за меня Господу,вот и все.
Конечно мои слова для кого-то останутся пустым звуком,так как каждый должен испытать это на себе.Все приходят к вере по разному,но,как правило через страдания.Самое главное при получении помощи не утратить веру,а то все обратится в трехкратном размере.
Спасибо.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #108 : 05 Февраль 2009, 12:50:34 »
Цитата: Леонид
Есть ли Ему дело до всех наших, с позволения сказать, усилий по Его достижению? Хочет ли вообще этот Бог, чтобы мы Его познавали?
Нужно ли нам, в нашей практике установления Тишины Ума и опускания его в сердце, стремиться к откровениям ареопагитового (экхартового) рода?

По моим ощущениям, молитвенный процесс бывает двух родов:

 - приобщение умопостигаемому (ангельскому) миру ведения Бога

 - выход в  сверх-естественный мир личных отношений.

У Ареопагита - освещение области умного созерцания (сродни ангельскому). Человек умом становится ангелом, занимая определенную ступень (в зависимости от состояния ума) ангельской иерархии.

У Григория Богослова есть об умных силах, что "из них одни предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир; и каждому дано особое начальство от Царя: иметь под надзором людей, города и целые народы и даже распоряжать словесными жертвами земнородных.

Мне кажется это о молитве - "распоряжать словесными жертвами земнородных".

Первое - это естественный путь, возможность которого встроена в мир от его основания. До Боговоплощения общение человека с Богом было через ангельское посредничество (в каком-то смысле).

Второе - сверхъестественное (мир личных отношений), то, что есть результат действия Божьего Откровения в сотворенном мире. В полноте возможность такого общения открылась после Боговоплощения.


Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #109 : 05 Февраль 2009, 18:46:22 »
Леонид, не могу уловить...Вы считаете что любое прошение у Бога по нашим земным нуждам, типа "хлеб наш насущный"-умаляет Бога как всеведущего и наперед знающего о наших нуждах? Я правильно Вас поняла?
Господь, науча нас единственной молитве, говорит в ней о "хлебе насущном", в другом месте Он же говорит: "не хлебом единым"...
Разве можно представить, что Господь учит нас просить у Отца еду на каждый день? Он, несомненно говорит о Хлебе Жизни.
Ничего более насущного нет.

Также Он призывает нас вообще отказаться от всякой заботы, говоря о птицах небесных, которые не сеют и не жнут, а Отец, тем не менее, питает их. Зачем же нам просить Бога о еде?
В одном я согласна с Вами, что мы в действительности не знаем что просим.
Тому примером пост alex'a 66.
Но ведь в жизни бывают моменты, когда  "земля горит" под ногами...и Бог это видит и знает, но без обращения человеческого к Нему, вступится ли он за человека?
Если человек полностью отказался от Бога и Его "услуг", то почему Бог должен вмешиваться? Бывает, конечно, так, что срабатывает Призывающая Благодать, и случается чудесное избавление. Но это не правило, а редкий случай.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #110 : 05 Февраль 2009, 23:13:22 »

Цитата: Леонид
Разве можно представить, что Господь учит нас просить у Отца еду на каждый день? Он, несомненно говорит о Хлебе Жизни.

И о еде, и о Хлебе Жизни.

Насущный - на существование. На питание всех наших составов - души, духа, плоти...

Нуждаюсь в разных типах пищи. Есть, например, потребность в "душевном общении". С людьми, вовсе не духовными - родными, "теплыми" - со знакомыми, друзьями.

Иногда подступает "голод по молитве" - когда долго нет возможности молиться. Молитва -  теперь тоже мой хлеб, без этого не могу. Прошу у Бога возможности заниматься этим.

И о пище (т.е. о материальном) - тоже прошу.

Я во всем завишу от Господа - от еды до ума. Обо всем и прошу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #111 : 06 Февраль 2009, 06:31:32 »
Я во всем завишу от Господа - от еды до ума. Обо всем и прошу.
Ни в чём Вы от него не зависимы. Вы самой себе предоставлены. И о хлебе на завтрашний день печётесь и обо всём другом.
Он знает, что молитва Вам нужна больше хлеба, и что с настоящей молитвой отпадёт у Вас потребность в еде.
Но веры у нас у всех нет даже на пол-горчичного зерна...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #112 : 06 Февраль 2009, 21:33:21 »
Цитировать
31Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? 32потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. 33Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Мне так кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #113 : 07 Февраль 2009, 01:06:49 »
Цитата: Леонид
Но веры у нас у всех нет даже на пол-горчичного зерна...

Вера - это как раз то, что реализуется в молитве. И именно через молитвенное прошение.

И в Писании об этом "если имеете веру, то,  если попросите во Имя Мое - будет вам".

Так что просить - это благое. Просить конкретного. Того, что можно сформулировать словами.

Только это труд. Легче просить "вообще". "Спаси как Сам знаешь, а я устраняюсь,  Тебе виднее..."

Это уход от соработничества.

Я тут попросила одной вещи. Это был долгий процесс - выход на это прошение. Сначала формулировала так: я готова предоставить всю себя для выполнения этого дела, я готова тянуть воз и принимать груз, даже если результата не будет... И долго в таком страдательно-грузопринимательном настроении это излагала.

Потом вспомнила - имейте веру, тогда чего не попросите - получите. Значит мой настрой "страдать за ради процесса, даже если не будет результата" - это абсурд.

Вгляделась и поверила, что это возможно - чего хочу. Что это благо, что это свет. Как-то все выпрямилось, все закоулки и петли пути упразднились. Действительно увидела - что прямо тут. ПОВЕРИЛА, что будет. И попросила.
Конкретного попросила.

Сейчас живу этим. Это не главное, конечно, но важное, чем могу послужить и плод принести.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #114 : 07 Февраль 2009, 06:28:31 »

Человек был создан, чтобы быть в мире Священником, Царем и Пророком.

Прошение конкретного - это часть пророческого служения.

Говорить горе сойти с места и перейти в другое возможно, когда увидишь, что, согласно  предвечному плану бытия, ей это суждено (морю суждено расступиться, реке - повернуть вспять). Получается просьба о том, что уже есть в Боге, но должно быть явлено в мире.

Это не обязательно глобальные чудеса (типа Моисеевых). У каждого в жизни укрыт свой небольшой камешек, который в определенное время по молитве может стать источником воды.

Багульник

  • Сообщений: 307
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #115 : 07 Февраль 2009, 08:20:51 »
Человек был создан, чтобы быть в мире Священником, Царем и Пророком.
Вы сильно притягиваете меня, извините Маска. Хочется разгадать вас как загадку. Если в вас нет протеста ко мне, опишите, пожалуйста, что значит  Сияющий Мрак. Как вы его понимаете, как вы его видите?.Не делайте скидку на то, чтобы объяснить тому кто не видит как вы..просто опишите.  Интересно Ваше видение.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #116 : 07 Февраль 2009, 17:28:31 »
Цитата: Багульник
Вы сильно притягиваете меня, извините Маска. Хочется разгадать вас как загадку. Если в вас нет протеста ко мне, опишите, пожалуйста, что значит  Сияющий Мрак. Как вы его понимаете, как вы его видите?.Не делайте скидку на то, чтобы объяснить тому кто не видит как вы..просто опишите.  Интересно Ваше видение.

Зря вы про всякие скидки, протесты, зря извиняетесь...

Про Сиящий мрак у меня опыта нет. Я часто пишу, как будто знаю, о том, что лишь угадываю по микроскопическому фрагмену (это как кристаллические вещества - по одному кристаллу можно воссоздать логику строения и общий вид целого).  Не уверена, что это хорошо. Могут быть ошибки. 

Поэтому описать Сияющий мрак  не могу.

Цитата: Багульник
что значит  Сияющий Мрак. Как вы его понимаете

Мое понимание "Сиящего Мрака" - это ситуация на горе Фавор. ПРЕОБРАЖЕНИЕ, свидетелем которого может быть каждый, кто молится. 

Созерцание Преображенного Света Сына, и Глас Отца из облака, который устрашает, и  падение  учеников на лица свои в испуге, и касание Иисуса их с наставлением: встаньте и не бойтесь.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #117 : 07 Февраль 2009, 22:41:23 »
Maska
Цитировать
Мое понимание "Сиящего Мрака" - это ситуация на горе Фавор. ПРЕОБРАЖЕНИЕ, свидетелем которого может быть каждый, кто молится.

Созерцание Преображенного Света Сына, и Глас Отца из облака, который устрашает, и  падение  учеников на лица свои в испуге, и касание Иисуса их с наставлением: встаньте и не бойтесь.


(Исход,  глава 20 , стихи 21-26)
21   И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

Вот этот стих притягивает меня... Еще не разобралась-почему?    Здесь отсутствует слово "сияющий", но слово "мрак"(где Бог) таит в себе сокровенный смысл...так и хочется спросить" почему Бог обитает во мраке?" И что в себе таит и каким смыслом оплодотворен этот "мрак"....Почему-то приходит ассоциация перекликающихся значений: мрак-тьма.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #118 : 07 Февраль 2009, 23:21:43 »
мрак-тьма.
Мне кажется Мрак отнюдь не в смысле тьма...Свет в котором нет ни пятнышка тьмы...Этот Свет и есть Мрак, но лишённый всякого пятнышка тьмы...Ну это уже мои фантазии :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сияющий Мрак
« Ответ #119 : 08 Февраль 2009, 07:33:10 »
Цитата: iunija
(Исход,  глава 20 , стихи 21-26)
21   И стоял [весь] народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.

Даже в ветхозавеных рассказах о пребывании Моисея на горе Боговидение предстает как видение света. "...лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним." Мраком область Богообщения является для внешних свидетелей восхождения Моисея на гору.

Мы в другой ситуации, чем Моисей. Мы принадлежим Церкви Христовой. То есть не внешние.

В Апокалипсисе говорится, что Царствие Небесное — это «скиния Бога с человеками». Вот эту скинию, как Свое Тело и как облако, явил Господь в Преображении. Пребывая в Церкви, мы внутри скинии - не во мраке отделенности, а в свете Причастия.

Лосский говорит, что после признания Церковью богословия Григория Паламы

"Богословие мрака, которое было только догматической метафорой, уступит место богословию нетварного Света, как реального элемента мистического опыта.

Мрак горы Синайской претворится в свет горы Фаворской, в котором Моисей смог, наконец, увидеть в славе Лицо Воплотившегося Бога."