Просто поразительная история! Господь, через Ангелов своих разговаривал прямо с духом этого человека, минуя его рациональное постижение – и разговор пошёл ему в прок!
В наше время это нечасто случается. Не потому, что Господь не может такое сделать со всяким, но потому, что большинство отвергнет Его в таком обращении, сокрушающем идолов сердца их, и не только не вразумится, но и ещё более ожесточится.
Если кому угодно, то разговор этот шёл чистыми соответствиями, или же понятиями чисто небесными и духовными, которыми, кстати, внутренне написано Слово Божье.
Рациональному началу этого человека чистые влияния и постижения этого разговора представились соответствиями из первой притчи Писания, или же истории Творения. Под змеем, в смысле внутреннем, или же духовном Слова понимаемо чувственное начало у человека, которому он в себе доверяет более, чем духовному постижению. Древо змея тут чувственные, или же плотские начала, или же собь человека, а плоды его – чувственные научности. Как было изъяснено Господом относительно предмета подобных соответствий в Его Слове:
«
Древнейшие люди не сравнивали, но называли животными и птицами всё, что есть в человеке; таков был обычный стиль их речи, не изменившийся даже в Древней Церкви после потопа, и сохранившийся у пророков. Чувственные начала в человеке они называли "змеями", так как подобно змеям, которые находятся близко к земле, чувственные начала являются ближайшими к плоти. Поэтому рассуждения о тайнах веры, основанные на чувственных доказательствах, они назвали "ядовитыми змеями", а самих рассуждающих – "змеями", и поскольку такие люди много рассуждают по чувственности, то есть по видимостям (каковыми являются предметы земные, плотские, мирские и природные), то сказано, что "змей был хитрее всех зверей полевых".
Подобное встречается у Давида, где говорится о тех, которые рассуждениями вводят человека в заблуждение:
Изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их (Пс. 139:4).
У того же автора:
От утробы матери заблуждаются, говоря ложь. Яд у них - как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои и не слышит голоса, говорящего тихо, мудреца, собирающего общество (Пс. 57:4-6).
Рассуждения эти таковы, что люди, прибегающие к ним, даже не слышат, что говорит мудрый, то есть не слышат голоса мудреца, здесь они названы "ядом змеи". Отсюда произошло выражение древних "змей затыкает ухо". У Амоса:
Как если бы кто пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния (Ам. 5:19, 20).
"Рука на стене" означает собственную силу и доверие чувственным подтверждениям, откуда происходит слепота, описанная здесь.
У Иеремии:
Голос его несется, как змеиный; они идут с войском, придут на него с топорами, как дровосеки; вырубят лес его, говорит Господь, ибо они несметны; их более, нежели саранчи, и нет числа им. Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного (Иер. 46:22-24).
"Египет" означает рассуждения о Божественных предметах, основанных на чувственных и научных данных. Такие рассуждения названы "голосом змеиным", а слепота, происходящая в результате этого – "народом северным". У Иова:
Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны. Не видать ему ручьев, рек, текущих медом и маслом! (Иов 20:16, 17).
У древнейших людей, которые были небесными, "змей" означал осмотрительность, а также чувственное восприятие, через которое они проявляли бдительность, чтобы остерегаться вреда, причиняемого злом. Это значение "змея" ясно из сказанного Господом Своим ученикам:
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби (Мф. 10:16).
"Медный змей", вознесенный в пустыне, также означал чувственное восприятие Господа, Который один является небесным человеком, и один заботится обо всех и провидит все; поэтому все, взиравшие на него, были спасены.
"Реки меда и масла" означают духовные и небесные предметы, которые нельзя увидеть простыми рассуждениями; эти рассуждения названы "ядом змеиным" и "языком ехидны".»
Если знать всё это, то видение этого человека можно постичь рационально как при свете дня. Плоды его дерева – это мёртвые научности, раздаваемые им под видом истинностей веры, которыми соблязнается собь других людей. И ему (вернее, духу его) было объяснено, языком внутренним, или же духовным, которым Господь говорит со всяким духом, и которым ангелы и духи общаются между собой, чем он занимается, и каковы последствия его деяний. То, что он говорит на доступном восприятию плоти языке – это те символы, к которые эта духовная беседа воплотилась в его рациональном восприятии (как это обычно и бывает с восприятием общений и влияний духовных у человека природного). Поэтому он и «мекал» во время разговора, потому что его дух тщился через формы рациональные, бедные и примитивные, изложить бездну обретённого духовного опыта.
Но ведь этот случай – просто форменное чудо! Гораздо более чудо-чудесное, чем какое-нибуть там исцеление плотское! Ибо это исцеление духовное, да ещё произведенное непосредственным посещением Господним!
Тут нужно пасть на лице своё и вознести Господу Нашему честь, хвалу и славу! И особую благодарность Ему за то, что Он попустил ещё и человеку о чуде сием засвидетельствовать!
А вместо этого я вижу лишь какое-то тупое удивление происходящему, без капли разумения чудесностей сих! Поистине, если и такие чудеса не подвигают к обращению к подлинным истинностям Господнего Слова, то – «
огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.»