Мне это напомнило классификацию Вивекананды.
Кстати о Вивекананде и провозглашенных им истинах лежащих в основе религий.
Диалог на эту тему оказался незавершенным, тогда как стоило бы обозначить неоднозначность результатов его деятельности по воскрешению духа религии и возвращении нестареющим учениям их первоначальной чистоты.
Вивекананда усиленно претворял в жизнь идеи религиозно-гуманистического реформаторства подразумевающие "очищение" религии от суеверий, предрассудков, фанатической нетерпимости к чужим мнениям, его усилия привели к возникновению учения об "универсальной религии", смысл которой в следующем - все существующие в мире религии состоят из трех частей:
- философии, которая охватывает их основные принципы и характеризует их цели,
- мифологии, которая стремится представить эти принципы в более наглядной и конкретной форме,
- ритуала - части самой конкретной и наглядной и в то же время самой удаленной от философского ядра. т.е. периферии религий.
На "периферии" религий, проявляются бесчисленные различия, связанные как с особенностями психологического склада людей, так и со спецификой конкретно-исторических условий.
В "философском ядре", различия оказываются значительно менее многочисленными и сводятся к осмыслению трех главных отношений человека к Богу: "внешнего", "внутреннего" и приводящего к идее тождества сущности обоих.
Поскольку идея этого тождества выражена в адвайте то она и становится у Вивекананды своего рода воображаемым идеальным "центром" совокупности религий
, а другие виды веданты, в том числе и существующие мировые религии - ступеньками на пути к нему
.
т.о. Вивекананда представил все религии "включенными" в устремленную к единой конечной Цели цепь и в этом смысле выдвинул проект объединения их, однако следует отметить, что он не призывал к унификации мифологии и ритуала.
Затем, в концепцию Вивекананды были внесены и некоторые коррективы, Радхакришнан отказывается от иерархического расположения религий (сообразно видам веданты), определив различные религии скорее бесконечными лучами, сходящимися в одной "солнцеобразной" точке, нежели ступенями духовной пирамиды.
В результате этого реформаторства человечество имеет тезис о том, что Истина как таковая нигде и никак однозначно не выражена - ибо Она невыразима и запредельна, все мировые религии это попытки выразить невыразимое, т.е. это всего лишь отблески невыразимого Абсолюта……. в том числе и Христос…….. Который есть просто один из напомнивших о пути внутрь, том месте где и постигается Истина т.к. джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же.
Соответственно невыразимость Абсолюта ведет к своего рода равноправию всех попыток "выразить невыразимое", а значит, и всех религий, ни одна из которых не может претендовать на безусловное преимущество перед другими……
Вот такой вот взгляд от - «Вивекананда and Company»……очевидно, что идея спасения человечества Христом, равно как непреходящая значимость жертвы Богочеловека, согласно схемы Вивекананды - лишь один из уровней мифологии и философии, никакого эксклюзива в крестной смерти нет, это лишь символизм одного из путей к Истине, а не факт вселенского масштаба изменивший сущностные законы бытия.
p.s. все вышеуказанное не имеет никакого отношения !!!!!!!! к высказываниям Осипова А.И. !!!!!!