Сын человеческий (!) пришел и сказал: "если кто хочет идти за Мною, овергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16.24).
И какая разница в том, кем он был. Главное - плоды, которые дает эта практика.
Причем, заметьте, в Евангелии не сказано, что Иисус - Бог. Но: Сын Человеческий, Я и Отец одно, и т.д. Везде читаю, что как бы человек открыл в себе высший принцип и познал свою божественную природу. И учил этому людей. Был Мессией (Христом).
pilgrim, эпизод с Иоанном Крестителем, я думаю, учит нас в том числе тому, что бывают в жизни моменты, когда "ни открытие в себе вышего принципа", ни "познание своей божественной природы" не срабатывают. Моменты, когда Бог как будто отходит от тебя. Остаешься только ты и земная реальность с ее кошмаром и ее грызущими, изъедающими сердце сомнениями.
Почему так? Я думаю, в том числе и потому, что мы заранее выстраиваем себе представления о том, как будет выглядеть наш путь. На основе видимого опыта других людей и прочитанного нами в священных текстах. Никто из нас не свободен от этих представлений. Но реальность их опрокидывает, растирает в пыль - безжалостно и безвозвратно.
Почему сомневается Иоанн Предтеча? Видимо, в том числе потому что земной путь Христа отличается от пути, каким, по представлениям иудеев, должен был идти Мессия. Путь иудейского мессии - это путь земного царя, сокрушающего римлян, поражающего язычников, возрождающего земной, счастливый Израиль. Ничего похожего в жизни Христа не было.
И мы в нашем пути тоже ведь ожидаем каких-то внешних соответствий читанному, слышанному нами. А все идет иначе. Придуманные картинки рассыпаются в прах, а за ними извиваются черви - сомнения. В такие минуты приходит помощь Господа, подобная ответу, которую Он послал в темницу Иоанну Крестителю. Но и мы вольны принять или отвергнуть эту помощь, поверить или не поверить. И Иоанн Креститель был волен поверить или не поверить своим ученикам.
Наконец, еще один момент. Иоанн - это Предтеча. И темница иоаннова - это предвестница Гефсиманской ночи и Голгофы Господа. Иоанн получает поддержку от Христа через своих учеников. Господу в Гефсиманской ночи опереться не накого. Он один, все уснули. Лишь "ангел укреплял Его"... А на Голгофе - "Боже, боже, для чего Ты меня оставил?"... Крик Сына Божьего - дошедшего в одиноких страданиях до края последней пропасти, за которой - отчаяние. И помощь Божья - Сын испускает дух, покидает мир земной.