Исихазм

Автор Тема: О дыхании во время умной молитвы  (Прочитано 31070 раз)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #30 : 27 Апрель 2011, 22:37:07 »
"Думаю, правильному сердечному месту соответствует и правильное место в голове."

ИМХО На это вообще не следует обращать внимание. Это вовсе не важно. Кроме случая, когда преждевременно уносится вниз - научится удерживать выше. Но и не более того.

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #31 : 27 Апрель 2011, 22:47:44 »
Евгений, рад вашему появлению. То, что вы описываете о низведении внимания в сердце, совершенно правильно и написано о св.отцов. Однако это соответствует самым начальным попыткам. Далее внимание начинает цепляться в груди к физическим процессам: движению вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, движению дифрагмы, пульсации и шумам сердца и т.д. Это следующее препятствие, которое нужно будет преодолеть. Подскажите, что дальше?

Кедр

  • Сообщений: 66
  • православный
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #32 : 27 Апрель 2011, 23:33:53 »
Обратил внимание, что вы как раз применяете вариант молитвы с разбивкой ГИХСБ на вдохе, и ПМГ на выдохе. Получается, что у вас продолжительность вдоха значительно длиннее, чем выдоха? Или вы компенсируете это более медленным произношением ПМГ? Если вдох все-таки длиннее выдоха, то не отражается ли  это на самочувствии, если читать ИМ таким образом хотя бы полчаса?
 
 
 

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #33 : 27 Апрель 2011, 23:38:51 »
Евгений, рад вашему появлению. То, что вы описываете о низведении внимания в сердце, совершенно правильно и написано о св.отцов. Однако это соответствует самым начальным попыткам. Далее внимание начинает цепляться в груди к физическим процессам: движению вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, движению дифрагмы, пульсации и шумам сердца и т.д. Это следующее препятствие, которое нужно будет преодолеть. Подскажите, что дальше?

Имхо, первое что нужно сделать, это "достичь просветления":-) То есть дождаться того момента, когда в некотором конкретном месте сердечной области (вероятно, в середине груди) образуется некое "просветление", сопровождающееся приличествующими этому событию чувствами: радостью, умилением, смирением, любовью, ощущением "рождения заново"  и пр.

После этого предыдущее делание надо оставить (возобновляя его лишь когда сердечное место снова утеряно) и заняться по-преимуществу удержанием внимания в сердечной области, то есть собственно умной молитвой, а она, как известно, "сама научит всему":-)

Единственно, надо, имхо, всегда помнить одно важное правило. Не уделять никакого преувеличенного внимания случающимся при таком делании различным видениям в сердечной области (а вне нее особенно), а также чувствам, какими бы они ни казались духовными и пр. Это связано с тем, что это, во-первых могут быть ложные видения (если можно так выразиться, "астрал") [вероятность такого (само)обмана, как пишут отцы, намного меньше в сердечной области, чем вне нее, но с течением времени демонические силы совершенствуют свои приемы, и с этим необходимо считаться]. Во-вторых, даже если это истинные видения, они еще очень далеки от того, что можно назвать (собственно)  божественной благодатью, это могут быть логосы и т. п. Тем более, надо считать себя недостойным, чтобы видеть все это. А главное, цель всего этого делания не в том, чтобы видеть всяческие видения и ощущать всякие чувства, а в борьбе со страстями [для того, чтобы вообще войти в это делание, страсти уже должны быть несколько предочищены, но настоящая борьба со страстями начинается только тогда, когда обретено и наиболее эффективное средство борьбы с ними -- умная молитва]

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #34 : 27 Апрель 2011, 23:50:53 »
Обратил внимание, что вы как раз применяете вариант молитвы с разбивкой ГИХСБ на вдохе, и ПМГ на выдохе. Получается, что у вас продолжительность вдоха значительно длиннее, чем выдоха? Или вы компенсируете это более медленным произношением ПМГ? Если вдох все-таки длиннее выдоха, то не отражается ли  это на самочувствии, если читать ИМ таким образом хотя бы полчаса?

Нет, ПМГ, имхо лучше произносить быстро вместе с резким выдохом (но небольшого количества воздуха). Затем как можно дольше терпеть (тем не менее, так чтобы потом не сбилось сильно дыхание) вообще без дыхания со вниманием в сердечной области (там, где дыхание остановилось на вдохе) [вообще говоря, при входе в сердце дыхание вообще может прекратиться и надолго без ощущения дискомфорта, так как человек может дышать, что называется "мысленным воздухом":-), но лучше с этим не экспериментировать, так как не в этом суть]

Если не получилось, надо подождать, восстановить дыхание, а потом продолжать делать то же самое. Как видим, это делание подразумевает, прежде всего, радикальный контроль над вниманием, больше чем над дыханием:-)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #35 : 27 Апрель 2011, 23:55:12 »
Вот так само остановилось?
Начал со вдохом повторять слова молитвы...и бах остановилось...и стояло долго...не 2-3 секунды...я сам не понимаю что это было :-)...странность какая то...и непонятность...и НИКОГДА не повторялось, за 11 лет...хотя уже 2 года аритмия...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #36 : 28 Апрель 2011, 00:03:33 »
ВСД еще не такое навеет ;)) 2 года это много....

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #37 : 28 Апрель 2011, 01:10:39 »
что при признесении ИМ в сердце, всегда имеется связанная с этим процессом область в голове.
Ну как связанная...я вижу область в груди и в голове одновременно...и перемещения внимания в груди или увод в чрево...не меняют сути процессов протекающих в голове...просто иногда больше внимания к голове иногда меньше...редко очень мало к голове :-)...
Как я понимаю, изменяется и режим работы головного мозга. Соответственно получаются и разные внутренние состояния. Я таким образом «прочувствовал» лобную область, теменную, затылочную, в середине головы между висками, между ушами. Думаю, правильному сердечному месту соответствует и правильное место в голове. Где оно?
Не...чёто не то...что значит соответствовать...ум надо увести в сердце, по с.о. про голову как то нет ничего...т.е. я так понимаю ВЕСЬ ум должен опуститься в голову...однако ЭТО надо спрашивать у более опытных...у меня нет такого опыта...
При удержании внимания в груди благодать(не всегда) даёт некое изменение восприятия окружающего мира...а в голове всё одинаково в лобной области удерживать внимание превалирует воображение в затылочной и мозжечок-воспоминания...хотя и воображение и воспоминания можно стереть в голове пребывая...а потом опуститься в грудь оставив чуть внимания в голове(для отгнания помыслов)...ну что то такое...
Сам пришел к выводу, что сердечное место находится не на физическом плане, а в «тонком теле», потом нечто подобное нашел в ваших постах.
Если вы недавно на форуме...то почитайте за предыдущие годы...не пожалеете :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #38 : 28 Апрель 2011, 01:13:16 »
Вот так само остановилось?
Начал со вдохом повторять слова молитвы...и бах остановилось...и стояло долго...не 2-3 секунды...я сам не понимаю что это было :-)...странность какая то...и непонятность...и НИКОГДА не повторялось, за 11 лет...хотя уже 2 года аритмия...

аритмия, имхо, может несколько лет доставать, тут кроме терпения трудно что либо пожелать
йога всякая, курение может мешать, из прошлого, все это, имхо, должно перегореть
а кроме того, молиться можно начать от отчаяния, когда уже понимаешь, что все, надежда только на Бога, чтобы Он Сам указал, что нужно делать. Как говорится: "яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть", то есть осознавшим свою полную немощь иногда удобнее спастись и безо всяких усилий, чем тем, кто прилагает к этому значительные усилия:-)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #39 : 28 Апрель 2011, 15:05:22 »
а кроме того, молиться можно начать от отчаяния, когда уже понимаешь, что все, надежда только на Бога, чтобы Он Сам указал, что нужно делать. Как говорится: "яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть", то есть осознавшим свою полную немощь иногда удобнее спастись и безо всяких усилий, чем тем, кто прилагает к этому значительные усилия:-)
Подтверждаю истинность этих слов.
Было так, что, не ведая совсем ничего об исихазме, не ведая ничего о сути и технике молитвы, я, находясь в состоянии отчаяния (понимая, что все, надежда только на Бога), начал истово молиться и проскочил все этапы молитвенного подвига примерно за неделю или две (чувство времени в этот момент почти отсутствует). Смутно помню, как все было, и как меня Он вел по пути молитвы.
Единственный недостаток такого молитвенного пути в том, что знаешь что такой путь возможен, но сам один повторно пройти его только по своей воле не сможешь … Разве что иногда спускается на тебя благодать и умиление, радость и теплота, которую ты помнишь по тому пережитому незабываемому опыту, когда ты был ведом по пути спасения за руку.
В тот период у меня были моменты полной остановки дыхания на длительный период во время молитвы, но это полезно только, когда ты ведом за руку. Самочинно этот прием я думаю лучше не применять или применять с осторожностью.
Читал я , кстати, в тот период не только Иисусову молитву, но еще Отче наш и Утешителю, а также самодельные короткие молитовки (читал обычно более часа перед отходом ко сну в положении лежа). Но Иисусова молитва оказала наибольшее влияние на мое спасение и духовное возрождение. Кстати, читал я ее в немного измененном виде: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божьий, милостив буде мне грешному" -  как то само по себе так сложилось. Сейчас читаю эту молитву и в таком виде, и в классическом, и в сокращенном: "Иисусе, Сыне Божьий, помилуй мя". Но того, что было молитвенного состояния достичь, конечно, пока не смог еще ни разу ...

« Последнее редактирование: 28 Апрель 2011, 15:31:11 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #40 : 28 Апрель 2011, 21:56:52 »
Начал со вдохом повторять слова молитвы...и бах остановилось...и стояло долго...не 2-3 секунды...я сам не понимаю что это было :-)...странность какая то...и непонятность...
Пожалуй, догадываюсь о чем речь... :-) было как-то похожее... "залипла" на молитве...дыхание сперло...одна рука, не докончив крестное знамение, прилипла к груди...вторая застыла бездвижно на четке...и тело словно окаменело... :-( хотя внутри чувство удивления..и огромной радости...такой огромной...что еще хоть чуть-чуть и...сердце не выдержит...мда...  :roll:

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #41 : 28 Апрель 2011, 22:44:25 »
Сейчас читаю эту молитву и в таком виде, и в классическом, и в сокращенном: "Иисусе, Сыне Божьий, помилуй мя". Но того, что было молитвенного состояния достичь, конечно, пока не смог еще ни разу ...
Кстати, да. Опрос составлен из расчета, что молятся ГИХСБПМ, но это далеко не для всех так. Имхо, ГИХПМ гораздо ритмичнее, она плавнее и абсолютно органично вписывается во вдох-выдох при любой частоте вдохов-выдохов...и не только это.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #42 : 29 Апрель 2011, 08:52:27 »
Во-вторых, даже если это истинные видения, они еще очень далеки от того, что можно назвать (собственно)  божественной благодатью, это могут быть логосы и т. п.

Евгений, что за логосы могут быть? Вопрос не праздный для меня

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #43 : 29 Апрель 2011, 14:34:46 »
Имхо, логосы -- это то, что делает вещи узнаваемыми без органов чувств. То есть ты "видишь" перед собой некую вещь, знаешь что она перед тобой (внутри тебя) присутствует, но  не видишь, не слышишь, не ощущаешь характерного для этой вещи образа, представления чувства, которые сопутствуют ей в реальной жизни. У всякой вещи есть некий умопостигаемый [созерцаемый умом (не путать с разумом, рассудком), которому дана такая природная способность] образ, который можно описать с помощью обычных представлений только очень условно, символически, но с помощью которого (подготовленный, предочищенный от обычного восприятия) ум эту вещь безошибочно узнает. Это, имхо, и есть логос этой вещи

Созерцание логосов вещей внутри (извне) себя не является (само)целью умного делания. Это не встреча с (собственно) божественной благодатью, а (частичное) восстановление изначальной природной способности человека созерцать логосы (как это делал первозданный Адам в раю). Целью является борьбы со страстями. Потому что нет толку в случающемся иногда созерцании логосов, если вслед за этим снова происходит падение и изгнание из рая: "Аще бо яже разорих, сия паки, созидаю, преступника себе представляю (Гал. 2, 18)"

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О дыхании во время умной молитвы
« Ответ #44 : 29 Апрель 2011, 18:31:11 »
После этого предыдущее делание надо оставить (возобновляя его лишь когда сердечное место снова утеряно) и заняться по-преимуществу удержанием внимания в сердечной области, то есть собственно умной молитвой, а она, как известно, "сама научит всему":-)
Евгений,
Скажите пару слов о том, почему по-вашему [от каких причин] происходит утрата сердечного места.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.