Максим Исповедник был не столь категоричен в оценке католического филиокве. Он его внимаельно рассмотрел и принял.
Опираясь на это, они показали, что не представляют Сына Причиной Духа, ибо знают, что Отец есть единственная причина Сына и Духа — одного по рождению, другого по исхождению, и лишь показывают, что Дух через Сына происходит (προϊέναι), обозначая тем ЕДИНСТВО И НЕИЗМЕННОСТЬ СУЩНОСТИ.
Еще бы понять, что это значит - последнее предложение.
Здесь важно для православных христиан, если мы считаем себя таковами, не уподобляться
pilgrim'у в шапкозакидательстве, а всё же слегка только напрячь мозги и попытаться уяснить себе соотношение ипостасей Пресвятой Троицы, и что особенно важно, с широко открытыми глазами смотреть на аспекты Господа Бога, которые соучаствуют в нашей молитве.
Тайна Св. Троицы непостижима катафатически, чего от нас и не требуется.
Господь сам открыл нам, что Бог Сын рождается, a Святой Дух исходит от Отца.
И поэтому Отец является
нерождённым, Сын является
рождённым и Святой Дух является
исходящим. Ипостаси Святой Троицы обладают общей природой, или сущностью (единосущность), а свойства их различны, и они есть – нерождённость, рождённость (несотворенность) и исхождение.
Если предположить, что имеет место католическое
filioque, то разрушается симфония Св. Троицы. Две ипостаси приобретают довлеющее над третьей значение. Чтобы уравнять их опять, надо добавить ещё одно качество Св. Духу, что-то ещё должно от Него происходить или что-то в этом роде.
Сейчас не могу соотнести по времени жизни Максима Исповедника и всё ещё православных пап в Риме, но не стоит забывать, что не латинские первоиерархи ввели filioque, а первый папа из германо-франков, т.е. полуязычник, в самом начале XI века, что быстро (через 50 лет) привело к взаимному анафематствованию церквей Римa и Царьграда.