Исихазм

Автор Тема: Создание конспекта лекций по предмету "Аскетика-наука о внутренней жизни"  (Прочитано 10190 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

За время моего отсутствия на форуме провел ряд лекций по теории и практике Иисусовой молитвы, выступал на научной конференции в Санкт-Питербуржской духовной академии. Возникли дискуссии, споры, проявились единомышленники и противники, люди реально осуществляющие молитву в жизни.
 Приступил к съемкам фильма с участием старцев, реально живущих молитвенной жизнью.

 Следующим шагом вижу создание конспекта лекций по предмету: "Аскетика - наука о внутренней жизни православного человека" для духовных и светских учебных заведений.

Прошу писать тех, кто может оказать реальную помощь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ

   Основа глубокой религиозности – это, прежде всего, внутренняя жизнь. Причем внутренняя жизнь во многих ее гранях, не только в мыслительных процессах и сухом умствовании. Давайте разберемся, что такое в нас внутренняя жизнь и что такое внешняя жизнь? Как мы преимущественно живем, внешней жизнью или внутренней?

Главное постараться как можно более честно, откровенно ответить на этот вопрос.

Потому  что если мы сами себя убедим в том, что живем активной глубокой внутренней жизнью, даже начнем всячески  показывать это другим.- это может принести самой внутренней жизни непоправимый вред

Внутренней жизни чужда  всякая имитация и показательность. Она либо есть, либо ее нет.  Внутренняя жизнь – это и вера, и способность излучать свет любви в окружающее пространство, передавать сердцам других людей, отвечать взаимностью Господу.

Это и поиск глубины, сути, истины, процессов, которые происходят в жизни каждого из нас, мире, обществе, стремление докапаться, доискаться до основ бытия, не ограничивая себя лишь поверхностными внешними вещами.

Мы сегодня живем в обществе массовой культуры и это очень часто мешает отличить где начинается внутренняя жизнь и заканчивается внешняя и, редко, наоборот.

Например, человек постоянно просматривающий сериалы по телевизору говорит: «я же так эмоционально переживаю то, что там происходит. Для меня это настоящий ключик к внутренней жизни». Однако здесь можно возразить. Переживания вызванные не истинной глубиной  переживаемого события, а вызванные манипуляцией точек приложения психологических усилий, который позволяют пробудить в человеке, искуственно вызвать в нем то или иное эмоционально-чувственное состояние. Это само по себе не является глубокой внутренней жизнью. Это ее имитация, другими словами подделка, фальшивка, причем в самой грубой форме. Тоже самое относится к музыке, книгам.

Наиболее трудно по началу воспринимаемая литература, например, чаще всего является более глубокой и способствующей развитию человека.

Читая бульварные романы человек часто после прочтения становится становится меннее развитым, нежели их не читавший.  Это связано с тем, что возбуждаемые низшие страсти перекрывают способность к переживанию высших духовных состояний и чувств. Это все равно, как для специалистов по дегустации напитков или запахов очень важно сохранять свои органы чувств в чистоте, иначе их тонкость и ясность восприятия будет нарушена и качество дегустационной экспертизы будет недействительно.

Внутренняя жизнь    постоянство, уверенность, равномерность, внутренняя любовь и сила.  Для внешней жизни характерны масса впечатлений, все более новых информаций, сведений, сообщений, сплетен. Нельзя не согласиться с Юрием Шевчуком, спевшим:

«Попса - pозовая пасть голодного пса
...Попса - pозовая дpянь от pогов до хвоста»

и, кстати, еще

«Попсой быть очень кpyто но запомни одно
Попытка выбpаться оттyда кончится пpыжком в окно»

«Они пpекpасные аpтисты они всем хоpоши
У них должно быть всё на свете кpоме дyши»

Действительно, когда человек становится внешним, поверхностным, думая, что состоит исключительно из физического тела,  как тут не усмотреть в массовой культуре системное стремление уничтожить настоящее, истинное, глубокое
человеческое в человеке.


События, происходящее в плоскости внутренней жизни часто имеют совершенно иную направленоость, ценностно-смысловую ориентацию, нежели события жизни внешней. Именно поэтому человек настроенный внешне-прагматически, настроить на внутреннюю жизнь очень сложно, потому что он сразу же спросит сколько дивидентов, прибыли мне принесет то или иное действие в жизни внутренней, насколько это будет мне выгодно?

К этому вопросу можно подойти с двух сторон. С одной стороны изменения в жизни внутренней не могут происходить ради девидентов, потому как они сами по себе имеют большую ценность даже, можно сказать, безотносительную к жизни внешней. Однако изменения во внутренней жизни, прогресс является важнейшим источником импульсов творчества, причем творчества в самых его нестандартных, высших, неординарных формах.

Для любого учебного заведения особенно называющегося высшим или универсальным, несомненно, необходимо прежде всего  ориентация на внутреннюю жизнь насквозь во всем комплексе учебного процесса, как в среде педагогического коллектива, так и в среде учащихся.

Такое заведение действительно способно дать по настоящему высшее целостное универсальное образование, способствовать формированию целостного мировосприятия, гибкого живого ума и живого серца, а также осущиствить воспитание в высшем значении этого слова. И конечно же дать практические навыки обучения, которые будут способствовать целостной жизни человека.

Внешность, поверхностность суррогатность мировоззрений, взглядов, общения людей, даже их творчества является настоящим бичом нашего времени. Этим олицетворяется грандиозная проблема, которая сформулирована политиками еще несколько тысячелетий назад. В Древнем Риме это был принцип «хлеба и зрелищь», при соблюдении которого народом легко управлять, а в Древнем Китае говорили правителю необходимо заботиться о том, чтобы у подданых «были сытые желудки и пустые головы». Таким народом легко управлять. Недаром в Евангелии сказано, «тесны врата и узок путь ведущие в Жизнь».

Это означает в данном контексте чуждость настоящей истины  массовым мнениям, массовому сознанию массовому поведению. Любой социальный организм, сколько бы он ни был сложен во много раз примитивнее отдельно взятого человеческого существа по своему сложности и многообразию превосходящего любые социальные образования. Предполагает необходимость найти глубинное внутреннее содержание, внутренний глубинный путь.
   «К Богу строем не ходят».  «Надо ли пробивать головой стены, если так будут делать другие».

   Каждый человек уникален и неповторим. В нем присутствует особое неповторимое сочетание духовных, душевных, материально-физических качеств. Любое их массовое усреднение уничтожает, нивелирует индивидуальные, глубокие различия и превращает человека из, сложного потенциально способного на очень большие свершениясущества  в некоторую «биомассу» или «электорат», как говорят некоторые современные политики, руководимую набором примитивных инстинктов и эмоций, низших переживаний и инстинктивных состояний. При этом теряется самое ценное – внутреннюю жизнь, способную привести человека к единению с Творцом мира.

Возможностью, познанию нематериальной, невещественной истины, воли создателя, его присутствия в жизни каждого.   Самое главное – его любви к людям. Без которой каждый человек является сиротой, а жизнь превращается в бессмысленную череду  хаотичных событий.  Внутренняя жизнь рождается из союза, синергии таких вещей как общение с людьми, у которых внутренняя жизнь присутствует или просто наблюдение за ними. Чтение глубоких книг, побуждающих к размышлениям над проблемами внутренней жизни.

Созерцание картин на которых присутствует печать внутренней жизни, молитва перед иконами, в церкви, богослужебный литургический опыт, умение обнаружить и найти путь исцеления духовных и душевных болезней, стремление созидать тело, как храм духа и души. Построение жизни в согласии с принципами соответствующим целям внутренней жизни, душевного мира и равновесия. Духовной жаждой, духовного поиска, способности к духовным и душевным взлетам и падениям, без которых невозможен процесс совершенствования.

Между состоянием «внешнего человека» и состоянием человека осознавшего внутреннюю жизнь существует определенный процесс перехода, для которого предполагается следующее. Первое это разработка психологического и педагогического представления  того или иного человека, второе – это попытка в течении определенного периода времени концентрированного синнергетического воздействия, активизирующих внутренюю жизнь  начал (духовного, душевного и телесного).


Третье – соотнесение внутренней и внешней жизни в процессе ежедневной практики.

Четвертое и, самое главное, хотя на самом деле, не четветое, а «нулевое» и, одновременно, и «первое», «второе» и «третье» это установление отношений с Создателем людей, мира – с Отцом Небесным, с Папой, который на Небесах.

С Тем, Кто дал человеку все те начала, которые позволяют человеку образовывать столь уникальное неповторимое единство в многообразии.
 


Можно с уверенностью сказать, что психологические “самокопания” и даже профессиональный психоанализ не имеют ничего общего со здоровой внутренней жизнью в ее целостной полноте. Поэтому не стоит путать любителей психологических “самоизучений” и людей ищущих истинной внутренней жизни, хотя бы они сами и утверждали совершенно обратное.

Внутренняя жизнь имеет самый широкий диапазон своих проявлений. На уровне чувств и эмоций, на уровне телесных ощущений и высших сердечных переживаний.

Сориентироваться во всем этом многообразии могут помочь знания из апределенной дисциплины, которая называется аскетикой.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

История Церкви тоже характеризуется определенным сочетанием внутренней и внешней жизни. Ортодоксальная, Православная Церковь по преимуществу исторически всегда состояла из жизни внутренней. Начиная от периода жизни Самого Христа, Апостолов, Древних Отцов Церкви и заканчивая  современностью.

   Ответвления от первооснов церкви такие как католичество, протестантизм,  также ряд сект чаще всего характеризовались попыткой    популяризовать, перевисти в плоскость внешней жизни,  сделать более доступным  для масс учение Церкви, что в итоге приводило к ее «обмирщлению» и умиранию  самой жизни, благодатного единства с Создателем или мистического содержания. Также существовали еще некоторые другие учения, которые истиный, мистический церковный опыт подменяли либо восточными практиками либо одним из его [духовного опыта] аспектов, абсолютизируя его и возводя во главу угла.

Что также чуждо соборной церковной полноте, соборной церковной истине, которая хранится сегодня в историческом восточнохристианском вероучении  Православной Церкви.  Непредвзятый богословский, философский, культурологический, религиеведческий анализ показывает, что большей полноты  истины сегодня в нашем мире не существует, чем полнота Церковная, хранимая в Православии. Однако, сочетание внешнего и внутреннего также  коснулось непосредственно и истории Православной Церкви. Существовало достаточно много приверженцев так называемого «внешнего благочестия», а также зачастую наблюдалась некоторая тенденция к обрядности, к внешним традициям в ущерб деланию внутреннему. Начиная со времен Христа и Святых Апостолов,  времен Исихия Иерусалимского Святителей Григория Паламы, Симеона Нового Богослова Церковь неукоснительно движется по пути глубокой внутренней жизни.

Однако в лице таких деятелей как Варлаам, толкавшего Церковь на путь омирщления, характерно проявившейся у католиков и протестантов. И даже наш русский царь Петр 1 по сути игнорировавший настоящее богатство Церкви, ее внутренний мистический духовный опыт и многие многие другие, сторонники внешней жизни часто приводили к некоторому угасанию внутренней жизни даже в пределах церковной ограды. Но затем неукоснительно следовал период ее восстановления и рассвета, что говорит о том, что в Православной Церкви центром является Дух и Истина, а не мир, с его внешними ценностями и страстями, а также о неукоснительном действии Промысла Божьего.   Такой внутренней традицией в православии, которая является с одной стороны тесным путем, узкими вратами ведущими в Жизнь, с другой стороны являющейся жемчужиной, скрытой под спудом, истиной, которая хранится в старых, пыльных книгохранилищах, с которой надо стереть пыль и она предстанет во всем своем блеске и красоте – является традиция умной сердечной молитвы. Заключающаяся в том, что человеку жизненно необходимо непрерывное молитвенное предстояние перед Господом, память Божья, непрерывное покаяние, осознание своего несовершенства, духовных, ушевных и телесных болезней, рождающего импульс дальнейшему развитию человека.

Человеку необходимо постоянное живое пребывание в присутствии Божьем, без чего невозможно уврачевание греха отпадения от Бога, которое совершили Адам и Ева.  И тем самым урачевание всего человечества. Одним из методов такого непрерывного предстояния является постоянное круглосуточное совершение Иисусовой молитвы. Заключающееся в постоянном повторении “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”... 
   “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”...
      “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”...

С одной стороны само имя Господа нашего Иисуса Христа является чудотворным, освященным Им Самим, Его животворящей силой. С другой стороны данная молитва, при соотнесении ее с памятью Божьей и покаянным чувством, Церковной жизнью и страхом Божьим позволяет увидеть сердцем, непрерывное присутствие Живого Бога. И жить постоянно в этом присутствии. Кроме того непрестанная молитва рождает дисциплину ума, освобождает его от тщетных, суетных мыслей, оков,  стериотипов, рождающих бессмысленные действия и потерю драгоценного времени жизни, которое необходимо для стяжания жизни вечной путем обретения постоянного непрерывного богообщения, позволяющего уврачевать первородный грех отпадения человека от Бога, от Творца всего сущего. Как живет человек без Бога мы можем наблюдать повсеместно как на примере своей жизни, так и жизни других. “Без Бога ни до порога”.   Человек в этой земной жизни призван возростать и крепнуть для достижения вечности подобно тому как плод в утробе матери призван возростать для земной жизни.

Внешнее благочестие также является важнейшим инструментом методическим, педагогическим инструментом для стяжания и обретения привычки к благочестивой, благодатной жизни. Однако внешним благочестием эта самая жизнь не может быть исчерпана.

   В противном случае мы будем строить храмы из камня, но наши сердца останутся каменными. Будем писать книги, но они недостучатся до сердец, а, в лучшем случае, наполнят ум и породят новых книжников и буквоедов, а дух будет потерян.

   Таким образом вера потеряет реальный живой источник единства с Господом.

Что и произошло и в католицизме и в различных протестантских конфессиях. А также происходило на протяжении истории во многих религиях. В частности в буддизме, индуизме, исламе. Религия, любая религия – это прежде всего опыт единения бога и человека. Реальный, живой опыт в силу чего богословие, истинное богословие – это насквозь опытная, экспериментальная наука, которую каждый человек должен познать на своем собственном духовном опыте. На опыте своей собственной духовной жизни. В противном случае оно будет иметь вид только лишь информативный, вид слова без силы. А такая информация – это разновидность пищи только лишь для ума, а не для сердца. Это как употребление пищи, которую кто-либо уже один раз съел и переварил, и вдруг ее необхоимо есть снова.  Теряется вкус, польза, ценность; она – один сплошной яд. В случае с пищей отличить ее, бывшую в употреблении не составляет труда, а то, что касается богословия – здесь все намного сложнее.

Именно поэтому богословие необходимо познавать на себе, на своем собственном духовном опыте. На примере своих собственных духовных, душевных и физических состояний. В противном случае мы рискуем так и остаться за чертой внутренней жизни. Оставаясь исключительно во власти внешних действий, мирской суеты, что не может ни привести в итоге к отсечению нас от Источника Жизни в той или иной степени в его целостной соборной полноте. 


Внутренняя жизнь имеет самый широкий диапазон своих проявлений. На уровне чувств и эмоций, на уровне телесных ощущений и высших сердечных переживаний. Сориентироваться в этом может помочь концепция трех структурных начал (духовного, душевного и материального) в жизни человека.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Целостное мировоззрение

Начиная со школьной скамьи каждый из нас изучает те или иные предметы как самостоятельные области. Существует область химии, область физики, область математики, справедливости ради стоит отметить, что показано, в чем математика пересекается с физикой и с химией, а также декларируется тот факт,  что математика- царица всех наук.
   


   

В голове молодого человека, а затем уже и взрослого человека и пожилого человека эта картина выглядит неправильно сложенной мозаикой, где те или иные элементы находятся не на своем месте. Зниния превращаются в набор бессвязной информации, возпользоваться которой при решении конкретных задач становится крайне затруднительно. Чаще всего такие знания крайне сложно претворять в деяния. Что настоятельно рекомендовал великий русский полководец А.В. Суворов. Таким образом школьные знания обладая огромной широтой охвата предметных областей и даже глубиной познания с одной стороны дают необходимый фундамент целостного мировосприятия человека, а с другой его ограничивают. Разбивая жизнь на бесчисленное число областей, плоскостей и фрагментов, соединить которые в целое крайне затруднительно.
А вот например фактам взаимосвязи истории и биологии, географии и филологии, литературы и физики уделяется весьма незначительное внимание.Как связаны между собой области истории, географии, экономики,  рисования, черчения и т.д.

 Поэтому особое внимание для формирования целостного мировосприятия человека необходимо непрерывное рассмотрение междисциплинарных связей как связана математика с историей, биология с географией, экономика с химией, рисование и физические явления, математика и философия; как вообще  все дисциплины связаны между собой, перетекают друг в друга и образуют целостную картину мироздания.
Все это способно дать настоящее образование, универсальное по сути, университетское  и академическое  в самом точном значении этих слов.

Для этого необходимы особые, специфические подходы в учебном процессе как на академическом уровне, так и на уровне самообразования. Без которых человек будет похож на библиотеку, в которой книги не систематизированы по каталогам, а лежат в хаотичном виде огромного скопления. И не представляется возможным найти необходимую книгу. Знания человека должны иметь стройный, субординированный, иерархический систематический порядок. В противном случае последующий доступ к знаниям крайне затруднен. Существует расхожее мнение: “знания за плечами не носить”, но, в свете сказанного можно смело утверждать, что такие знания как раз отягощают  способность мышления и, соответственно, сковывают действия человека. 
   Кроме того у людей, знания которых фрагментарны, происходит разочарование в них, они видят, что реальная жизнь полностью не соответствует полученным знаниям. И в итоге человек начинает думать, что он узнал о жизни все. И нигде ничему путному его научить просто не смогут.
Простой пример, современные экономисты думают, что проблемы экономики можно решить борясь с инфляцией, регулирую процентную ставку, налоговой политикой, амортизационной политикой. Изобретатели думают, что все проблемы способен решить научно-технический прогресс. Политики думают, что лишь от их действий зависит решение абсолютно всех проблем. А на самом та деле сила во всеобщем единстве, синергии всех действующих сил. Который образуется благодаря эффекту системы, эфекту цельности, объединенного, направленного результирующего взаимодействия всех перечисленных сил. Что показали примеры таких стран как Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань. Технологический прорыв, похожий на чудо, был обеспечен единством, экономических, технологических и политических сил, а в определенном смысле   духовных и душевных, позволившему за самое короткое время совершить громадный рывок, небывалый в истории, потому, что этот путь другие государства проходили в течении веков. Этот опыт несомненно может принести пользу и для наших стран. Вот лишь небольшой пример иллюстрирующий значение целостного мировосприятия. Когда человек способен в нужный момент воспользоваться имеющимся у него знанием. И получать дальнейшее знание исходя из насущной потребности в нем, при этом нисколько не сужая кругозор и сразу же классифицируя и каталогизируя знание.   
   Целостное мировосприяие похоже на елочку, которую, как игрушками, украшают знаниями. Либо же знания лежат в ящике и непонятно какого они вида, никто не может ни их созерцать, не ими воспользоваться в нужный момент. Либо ими украшен внутренний стержень мировоззрения-елка и тогда доступ к ним оказывается упрощен и эффективность как процессов мышления, так и творчества возростает в десятки, а в некоторых случаях сотни и даже тысячи раз.
   Здесь однако необходимо избегать примитивной, ничем не поколебимой целостности, дело в том, что мировоззрение непрерывно должно качественно изменяться, в противном случае его целостности достигнутая разово, не сохраняется.

   Целостному мировосприятию необходимо учить детей начиная с внуриутробного состояния, давая такому ребенку через мать основы духовной жизни, как самой приоритетной в структуре иерархической субординации основных начал человека. Именно вследствии духовной жизни произростают основные вопросы, нахождение ответов на которые рождают фундамент целостного мировосприятия человека. Ребенок в утробе матери, которому читают молитвы, которого окружают благодатью, душевным светом и любовью, которого сохраняют в благоприятных телесных условиях обладает необходимым потенциалом для обретения целостного миросозерцания. Как же это необходимо и при воспитании в семье, и в детских коллективах, и в средних  и высших учебных заведениях. И в процессе жизнедеятельности, и в процессе общения с близкими людьми. Это является профилактикой зависимости от глупых бессмысленных мнений, которые несут средства массовой информации. Средства массовой информации осознанно или неосознанно стремятся человека превратить в своеобразного биоробота, действующего по опрееленной программе. Система целостного мировосприяти позволяет отслеживать это воздействие, противодействовать ему снижая его влияние на образ мышления, а следовательно и на судьбу человека.
   В случае целостного мировосприятия человек способен трезво многосторонне, многопланово оценивать имеющуюся информацию, а не слепо верить или слепо ее критиковать. Это подход думающего, развитого человека. Наиболее целостным мировосприятием в современном мире, как это не парадоксально, обладают маленькие дети, потому что они любое знание складывают в общую мозаику своей картины мира и сразу же пытаются превратить в действие. Видят, что взрослые ходят – пытаются пойти, после сотен, тысяч, а то и десятков тысяч постоянных попыток у них получается. Это потому что они все время пробуют до победного конца и не знают, что у них может что-то не получиться. Если кто-то ходит – значит и они смогут пойти.

Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Взрослые люди теряют эту возможность в силу господства в их мировоззрении разрозненных отрывочных знаний, не складывающихся в единую монолитную картину.  И немогущих, таким образом, ничего объяснить ни в жизни отдельного человека, ни в жизни общества и мира в целом, не говоря про духовную жизнь и бытие Господа.

Здесь уместно привести еще один важный тезис: безбожный мир чужд целостному мировосприятию. Без Бога целостного мировоспиятия быть не может, так как Бог – ключ всего мироздания на всех его уровнях. Без его духовного, религиозного, философского понятия целостное мировосприятие невозможно в силу принципиальной невозможности ответить на самые сущностные, принципиальные вопросы, в наше время незаслуженно превращенные в банальности.

Что такое любовь? Что такое духовность? Каков путь человека? Что такое творчество? Этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Вопросы к экзамену
по предмету «ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА И АСКЕТИКА»
для IIго курса Академии (Богословское отделение).
 
1.        Понятие об аскетизме.
2.        Значение учения о спасении для правильного определения аскетизма.
3.        Следствия утраты человеком богообщения.
4.        Восстановление богочеловеческого союза.
5.        Благодатные средства богообщения.
6.        Необходимость произволения в усвоении спасения.
7.        Взаимодействие благодати и усилий человека.
8.       Возрождение человека. Значение покаянной веры.
9.       Проявление и укрепление свободы в человеке.
10.   Значение веры и добрых дел.
11.   Вечная жизнь и блаженство.
12.   Значение страха Божия и надежды.
13.   Аскетическое учение о природе и характере страстей.
14.   Сущность грехопадения.
15.   Страсти, их деление и определение.
16.   Помысл - исходное начало страстей.
17.   Анализ постепенного развития страстей.
18.     Плотские страсти.
19.     Страсть сребролюбия.
20.   Страсть гнева. Понятие о θυμός и ο̉ργή.Печаль и уныние.
21.     Тщеславие и гордость.
22.   Себялюбие - основа страстей. Пагубность страстей. Бесстрастие.
23.   Любовь - средство богообщения.
24.     Понятие о «сердце».
25.   Значение богопознания в нравственной жизни.
26.   Различные виды богопознания. Созерцание Бога в творении.
27.   Молитва - средство единения с Богом.
28.   Значение смиренномудрия.
29.   Созерцательная и деятельная жизнь.
30.   Покаяние и его основные моменты.
31.   Самоотречение и преданность Христу.
32.   Самопротивление и самопринуждение.
33.   Верность, ревность и преданность.
34.   «Сердце» как объект аскетического делания.
35.   «Пребывание в сердце» и его основные моменты.
36.   Самоиспытание и самопознание. Действия совести.
37.   Аскетическое значение чтения слова Божия и молитвы.
38.   Аскетическое значение труда.
39.   Значение воздержания.
40.   Значение умеренности.
41.   Значение поста.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Представляю себе: вытаскивает двоечник билет № 11 "Вечная жизнь и блаженство". Его тут же прошибает холодный пот, ноги подкашиваются, видит он пред собою разверзшуюся адскую бездну... Язык пересыхает, прилипает к гортани... А потом вдруг уста сами собой начинают глаголить ответ на билет № 30 "Покаяние и его основные моменты".

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

мне кажется Антиквар если преподаватель будет обладать таким чувством юмора как у Вас, то всеже ученик ответит на свой вопрос...  :-D

хитрый разум и сюда добрался, вот ненасытная тварь  :-)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Вот один из примеров современной систематизации. И что скажешь?.. Надо ведь подрастающему поколению говорить о ценностях внутренней жизни, и о богатом аскетическом наследстве говорить надо...

И вот мое субъективное  мнение. Предлагаю два варианта. С позиции сугубо земной - человеческой активности, становления и роста - выше представленный труд, пожалуй, полезен (с учетом крайней сомнительности ряда высказываний). С позиции духовного становления - как пути к Богу через очищение и покаяние - труд сей вреден и представляет собой известное искушение на ниве проповедничества без опытного знания того, что проповедуется.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Игорь Спасский написал:
"истинное богословие – это насквозь опытная, экспериментальная наука".

Важное уточнение: не экспериментальная, а экспириентальная (от слова experience).
http://en.wikipedia.org/wiki/Experiential_learning
Многие выдающиеся личности писали о важности такого подхода:
Ж. Пиаже, И.Гете, Р.Фейнман (физик-экспериментатор, лауреат Нобелевской премии), Ян Амос Коменский (педагог-просветитель 16 века)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

ну да скорее всего такой опыт даст такие результаты как и преподавания Закона Божьего а западных странах...

Цитировать
С позиции духовного становления

я б даже сказал что это опасно... наслушавшись таких лекций, а потом в конце концов прийдя к сухости и начав задыхаться от этого ментала, пойдешь искать где можно подышать, ну а это скорее всего восток(если конечно то слово аскетика вообще не начнет тошнить)...

простите... это все имхо

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

С позиции сугубо земной - человеческой активности, становления и роста - выше представленный труд, пожалуй, полезен (с учетом крайней сомнительности ряда высказываний). С позиции духовного становления - как пути к Богу через очищение и покаяние - труд сей вреден и представляет собой известное искушение на ниве проповедничества без опытного знания того, что проповедуется.
Думаю, что в этой ситуации возможный вред превысит пользу. Это иллюзия систематизации и еще одна преграда, отделяющая искателя от первоисточников.
А вот сделать кино - неплохая идея, если будет акцент не на дикторский текст, а на визуальный язык и музыкальную основу. Что-то типа "Бараки" (http://www.imdb.com/title/tt0103767)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Спасибо, Игорь, что поделились.

Очень это все напоминает мне уроки обществоведения в школе. Очень все правильно.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Цитата: Игорь Спасский
Наиболее трудно по началу воспринимаемая литература, например, чаще всего является более глубокой и способствующей развитию человека.

Читая бульварные романы человек часто после прочтения становится становится меннее развитым, нежели их не читавший.  Это связано с тем, что возбуждаемые низшие страсти перекрывают способность к переживанию высших духовных состояний и чувств. Это все равно, как для специалистов по дегустации напитков или запахов очень важно сохранять свои органы чувств в чистоте, иначе их тонкость и ясность восприятия будет нарушена и качество дегустационной экспертизы будет недействительно.

У меня по жизни долго уживалось высшее с низшим.

Достоевский, Козинцев.

Параллельно - время о времени детектив лежа с погрызанием печенья или конфет. Я и воспринимала это как чисто физиологический процесс доставления себе необходимого удовольствия. Как форма отдыха, которую время от времени требовал организм.

Попсу и теперь могу слушать - если с кем-то за компанию. Часто приходится в общине - как заведут песню на "божественную тему". Все душевно-душевно... По музыке - попса-попсой.

Человеку до какого-то уровня возрастания нужны и чисто гастрономические удовольствия. Испытывать их от еды честнее, конечно, но и в других областях это можно отлавливать. Важно не путать Божье в яичницей.

Но "яичница" до срока должна тоже присутствовать. Иначе получается преждевременное "выметение горницы" со всеми вытекающими последствиями.

Сейчас не читаю и не слушаю не потому, что запретила себе. С некоторых пор отвернуло и все тут.

P.S. Выступление не по основной теме. Но просто для того, чтобы немножко пошатнуть заявленную "правильность идеологических  постулатов".

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля


А вот сделать кино - неплохая идея, если будет акцент не на дикторский текст, а на визуальный язык и музыкальную основу. Что-то типа "Бараки" (http://www.imdb.com/title/tt0103767)
Моя мечта ;)) Хотя и не умею. К примеру - "Литургия". Отснятый в течении дня во всем православном мире

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Сейчас не читаю и не слушаю не потому, что запретила себе. С некоторых пор отвернуло и все тут.
Вот в этом-то вся соль!
А с другой стороны:
Если духовно малоразвитый молодой человек сделает над собой усилие (его ведь похвалят!) и прочитает Данте, какой в этом толк? В более зрелом возрасте, когда он будет внутренне готов к такому чтению, он не вернется к этой книге, наивно полагая, что "уже читал" ее.