Бывали исповеди без причастия.
Интересно, а бывало причастие без исповеди?
Нет, у меня такого не было. Но в нашем приходе священники иногда допускают до причастия без исповеди - в основном, пожилых женщин, которые часто причащаются.
Вообще жесткое соединение исповеди и причащения - это обычай РПЦ. В Греческой церкви, например, исповедь перед причащением необязательна (ну, если у человека нет каких-то тяжких грехов).
Пересмотреть постный устав, облегчить для мирян и белого духовенства. Службы сократить. Вопрос, почему до сих пор не сделали, если страдают?
Как я понимаю, у нас многое просто тупо перетащили в приходскую жизнь из монастырского устава. Но жизнь берет свое.
Вот мой опыт: я соблюдаю пост только в течение дня перед причащением. Каноны и молитвы стараюсь начинать вычитывать за пару дней до причащения. После полуночи, естественно, не ем , не пью.
Из-за особенностей режима работы на вечернюю службу накануне причащения я как правило не успеваю. Но в нашем храме (как и во многих других) вечером в будние дни службы и не бывает. Полный суточный цикл служится сокращенно: вечерня опускается, утренняя служба начинается с утрени,которая служится по сокращенному варианту, потом часы (тоже чуток сокращают), затем сразу идет литургия.
И меня такой порядок вполне устраивает, не вижу в нем ничего плохого. Наоборот, это избавляет от ненужной суеты (типа договариваться на работе, что уйду раньше и тд и тп).
Но бывает, что хожу и в монастырь на вечернюю службу.
Однако, признаться, причащаться по воскресеньям не люблю. Много народу - толкотня, духота, куча народу на исповедь стоит. Да еще как проповедь минут этак на двадцать забацают, да с поучениями, да с обличениями... Стоишь, хлопаешь глазами, да только о челюстях собственных думаешь, чтобы зевота их не слишком раздирала, дабы позевывать чинно и благолепно.
В общем, лучше в будни причащаться, когда народу немного.