Он премудро воспользовался суеверием волхвов
Опять таки, церковная стыдливость. А с чего вы взяли что три волхва в чем то были суеверны?
Их приход к Христу младенцу был осмыслен, что видно из их даров, и их отношения к Нему.
Неужели вы серьезно полагаете, что Бог использовал волхвов в тёмную?
Вы полагаете что Бог для звездопоклонников специально зажег звезду?
Я вам советую изучить зароостризм, и вы увидите что приход волхвов был не случайностью и не втёмную.
Понимаете ли, Andreas, я всё же надеялся, что кто-то таки прочитает слова Иоанна Златоуста по этому поводу (ну хотя бы приведенные мной). Вы, видимо, не всё прочитали (мне так показалось).
Под суеверием понимается обычно (у св. отцов) всякая суетная (искажённая, ложная) вера или убеждение, далёкое от истины. Думаю, доказывать очевидный факт, что волхвы не были иудеями, нет нужды, да Вы и сами это признаёте (сужу по Вашим постам). И «церковная стыдливость» тут ни при чём.
Златоуст довольно ясно и на конкретных примерах показывает, как Бог воспользовался суеверием волхвов - в приведенных цитатах это есть.
Приход волхвов ко Христу-Младенцу вряд ли был осмыслен ими сразу в полной мере. Золото, ладан и смирну они принесли Великому Царю, но Кто этот Царь, они вряд ли догадывались сразу:
«…что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-по-малу возводившее их к совершеннейшему ведению. Иначе они не оказали бы Ему такой чести, при столь маловажных по всему обстоятельствах.» – говорит в другой беседе (этой же книги) Златоуст. То есть озарение волхвов было постепенным («мало-по-малу»).
Бог «зажёг звезду» для звездопоклонников, потому что они этим спаслись, и не только они, но и через них — бесчисленное множество их соплеменников. Соответственно, звезда - для них, но и не только для них. Эта звезда — и для нас, читающих Евангелие сегодня.
Совет Ваш «изучать зороастризм», уважаемый Andreas, считаю для себя, как и для любого христианина, крайне неприемлемым и весьма вредным, поскольку столп и утверждение истины для меня есть Святая Православная Церковь Соборная и Апостольская, а не заблуждающиеся язычники-зороастрийцы, ходящие во тьме.
Вы здесь как-то высказали предположение, что "
они пришли ведомые постулатами своей (отличной от иудеев) веры, и оказались к томуже первыми". Читая Свт. Иоанна Златоуста, да и других святых отцов, я прихожу к совершенно иному выводу: конечно же, постулаты суетной веры волхвов тут совершенно ни при чём, они ведомы были не постулатами своего заблуждения, а Премудрым Богом-Промыслителем. Если бы они пришли ко Христу благодаря своему заблуждению (что следует из Ваших слов), то не отреклись бы от своей прежней веры. Но мы знаем другое: волхвы с лёгкостью отказались от своей языческой веры и стали христианами, и научили так многих других.
Но Богу нет препятствий к просвещению тех, чьи души способны и достойны принять Его бесценный дар, и Он предпочитает волхвов иудеям, конечно же, не ради их ложной веры, а ради их благого сердечного расположения, равно как и отвергает Он иудеев не ради веры, которую Сам им даровал, но ради их жестокосердия, противящегося этой вере. Потому и Златоуст, думаю, когда говорит, что обряды и внешние атрибуты служения иудеям даны по языческой их грубости, желает показать нам то, что важна не форма сама по себе, а сердце человеческое - ищет ли оно Царства Божия и правды Его.
По поводу случайности — я вовсе не утверждал, что приход волхвов был случайным, и уж тем более не «втёмную». И как это возможно, если они шли ко Христу, водимые звездой, светившей при свете дня ярче солнца?