Есть и люди, для которых по разным причинам исключается и монастырь, и создание семьи. И что им выбирать: опасное спасение или безопасную погибель?
Я один из таких людей. И думаю, что нужно просто забить , и жить в Боге, чувствовать Его, чтить, молиться.
Не один... нас много...
Близкие взаимоотношения необходимы особенно на начальном этапе спасения. когда сердце еще не очищено от страстей. Если нет общения подобного жерновам, то страсти не изотруться в муку сами собой с помощью умного делания. То общение, которое есть на работе. лицемерно и не является жерновами. В семье требуется такое терпение в соблюдении заповедей по отношению к супругу,к детям, к родственникам, что слабость веры и сила себялюбия проявляются очень быстро. Поэтому семья - это место подвига. Семья требует жертвы себя ради служения ближнему.
Если нет семьи, то что мешает уйти в монастырь. Наверно, только маловерие и себялюбие.
Если нет семьи и нет возможности уйти в монастырь, то спасти может служение ближним вне семьи.
Как сказал Кронштадский:
«Лиза, в мире и без нас довольно счастливых семей. А посмотри, сколько вокруг разлито людского горя. Давай служить этим страждущим и несчастным."
Свое служение он не начинал святым. Если почитать его дневник, то страсти кипели в нем, как у всех. Служа ближним, он служил Богу. И это сделало его святым. Умное делание ему только помогало в этом. Ведь целью умного делания и является служение Богу и ближним.
Если же мы будем мило улыбаться на работе и возвращаться домой для умного делания в одиночестве, то это приведет к самомнению и ложному мнению о себе.
Живет в Боге и чтит Его тот, кто соблюдает заповеди Его. А он заповедовал любить ближнего. А какая любовь без служения ближнему, без жертвы собой, без таких взаимоотношений, когда приходиться выбирать между грехом и заповедью.
Вера проверяется не во время молитвы, а во время скорбей, как у Авраама, когда Господь поставит тебя перед выбором - пожертвовать здоровьем любимого сына и соблюсти заповедь или не послушать Бога в угоду своему хотению. Но до этого надо еще пройти через жернова тесных взаимоотношений, которые требует отдавать себя в жертву ближнему. Жертвуя ближнему, мы приносим жертву Богу.
Да поможет нам в этом умное делание.