Брат Питирим найдёт и не только это...
Шутки шутками, но как сказал один отец - "Надо стать сначала человеком, потом христианином и может быть только потом монахом"
Это очень толковое замечание, оно говорит о том что стремления и желания людей, которые приходят в монастырь или хотят высокой аскетической и молитвенной жизни бывает не подкреплено такими на первый взгляд простыми вещами, или лучше сказать добродетелями, необходимыми для любого общежития или начала духовной жизни, такими например как честность или порядочность, трудолюбие, уважение к чужому мнению и другой личности, терпение и еще можно назвать ряд других, не хочу многословить. Но это еще не Христианство. Для тех кто собирается подвизаться необходимо иметь не просто навык или знание, а именно любовь к Богу, к храму (богослужению), к молитве, которые вдохновляют на подвиг (а без вдохновения не будет и благословения). Вещи в сущности простые но часто их то как раз и нет, поэтому знания всего святоотеческого учения не помогает, поэтому сейчас и не слышно о преуспеянии в монастырях. Т.к. даже монахи бывает бегают от молитвы, не только послушники. Редко увидишь таких братий, которые действительно не только имеют постнический вид (хотя это не главное), но и любят выстаивать долгие богослужения в храме. Кстати это говорит о том, что такой монах имеет свое келейное молитвенное правило, хотя практика братий современного монастыря - это избегать каждодневного церковного богослужение и совершенно пренебрегать келейным. К сожалению.
Я сталкивался с людьми в православных монастырях в реальных ситуациях, очень мало просто толковых людей, к сожалению, начиная со священноначалия. И получается порочный круг, священноначалие озабочено стройками, дисциплиной, нехваткой братии для исполнения богослужения и трудов, поэтому принимают в братию и постригают просто людей "без залетов" через год-два, потом некоторые из этих братий делают "карьеру", обычно самые образованные - просто хорошие мирские качества (профессиональные), а далее, если не повезло, как в той поговорке - "Дай человеку власть и узнаешь какое он г-но". Но самое страшное, что бывает такой человек останавливается в своем духовном развитии (если оно до этого присутствовало) или начинает деградировать. И круг замкнулся - у них реальная власть над людьми, они принимают решения в монастыре и создают определенную духовную атмосферу, они либо принимают в братство либо изгоняют из него. И чем более "лукавые" люди, тем больше власти они имеют, тем большую опасность они представляют для тех, которые приходят подвизаться.
Я знаю и хороших настоятелей и лиц из монастырской иерархии которые настоящие христиане и монахи, но общий уровень, к сожалению, ниже плинтуса. Потому что даже эти люди не имеют возможности принять "готовых" к монастырю людей, их просто нет. А из того кто приходит получаются в лучшем случае просто "хорошие ребята" как сказал о.Иоанн Крестьянкин про молодых иеромонахов из братии Псково-Печерского монастыря ("Несвятые святые" арх. Тихона Шевкунова - хороший пример, этот монастырь уже духовно опустел - молодежь взяла власть в свои руки, то что было при Тихоне уже история, один из прискорбных примеров).