Всему приходит свое время...Приходит время и молитвы за близких и за дальних, - когда свой крест не так режет плечи и можно поддержать другого. Приходит время и неосуждения,- не так, как оправдывая грех, а молитвенно сострадая грешнику, осознавая свое глубокое с ним единство...Важно идти к Нему,а остальное прийдет в свой час.
Отче, это прекрасные смиренные слова, спасибо за них. Но смотрите, о чем я ревную, чего боюсь: Женщина в метро, нападающая на прохожих девушек под тем предлогом, что "в штанах одни проститутки ходят" - она сверстница моей мамы, они могли бы быть подругами. Это только простой, грустный пример, речь-то о горазо более серьезный вещах, Вы понимаете... Самое интересное начинается, когда, весь такой толерантный, приходишь на службу и вместо молитвы пытаешься хоть как-то стряхнуть помыслы принципиально ничем не отличимые от сентенций той старушки.
Не-осуждение есть наука, да, для него должно прийти какое-то время и есть разные меры владения этой наукой. Но это не трансцендентный дар Духа (я здесь не говорю о силуановой слезно-огненной "Любви к врагам"), это можно и нужно стяжать САМОМУ в рамках программы младших классов "школы приличного христианина". Почему бы не учить этому? Это же (механика оставления благодатью осужденца) настолько очевидно, что можно проводить треннинги! Можно разыграть с детьми психодраму "мытарь и фарисей" - очень наглядно будет (сейчас меня в антропософии какой-нибудь обвинят, боюсь). Смысл-то просто в том, чтобы НЕ-ОСУЖДАТЬ. А молитвенное сострадание - это уже следующий этап, это благодать и действие Духа Святого, об этом мы только молиться можем. Примерно так вижу синергический расклад в этом вопросе.
Просто что толку от переполненных по воскресеньям храмов, если процентов 90 наличной благодати скрадывается через 10 минут после отпуста? А именно так и бывает. Среди родовых наших грехов этот – настоящий отъевшийся монстр.
Возвращаясь к теме.
Те правила, которые были сформулированы для монастыря, для братской общины никак нельзя перенести на всех людей и весь мир. В том числе и то, что за все несчастья и конфликты нужно винить себя. ИМХО - так поступать (в миру) - брать на себя слишком много, переоценивать свои силы и свое место. Прямой путь к унынию и взращиванию гордыни. Возможно и не права... Хотя и псалмопевец порой не стестнялся в выражениях, не покрывал реальности сладкой патокой.
Лия, в том-то и фокус, что в монастыре это проделать ничуть не легче, вернее - нам ничуть не сложнее, а может и проще (например нам мало знакома "духовная ревность"). Может быть верный ход будет поначалу не обвинять себя
во всех грехах, но обвинять в грехах
только себя (то есть попросту не-осуждать). А дальше – узкая тропинка, где с одной стороны жжется тщеславие (и фарисейство как его форма), а с другой высасывает силы уныние (гордыня).
Мается, мается, то грешит то кается
То ли пыль на поле, то ли отчий дом
Мается, мается, то заснет, то лается
А все не признается что все дело в нем
Мы отравлены мифологией позитивного знания 19 века и представлениями об объективной реальности, которые есть злобнейшая ересь. В то время, как современная наука (например немного знакомая мне теория цвета) вообще никуда не ходит без категории наблюдателя. Не говоря уже о любимой нами семиотике
Важно просто понимать в каждый момент - в каком модусе Вы находитесь. Если в "из себя" - то осуждения нет (вообще-то модус "из себя" нам дан для любви), если "в себе", то весь мир есть "я", а значит и отвечает за него "я".
Расписался, размечтался. За это искушения положены – к бабке не ходи
Но действительно так вижу, думаю, что и Вам полезно так посмотреть.