В символизме я вижу сердце, смысловой центр ортодоксии. И в этом плане мое мировоззрение сближается с мировоззрением данных богословов...
Ну хорошо. А это имеет продолжение в Вашем живом опыте, или только на уровне абстрактного мировоззрения?
Давайте возьмем для рассмотрения
Литургию. Это тот опыт, к которому причастен каждый христианин. Это центр богослужебной жизни.
Идеи и представления Максима Исповедника о Литургии никак не находят подтвеждение в моей (и не только в моей) литургической практике.
Вот вывод к которому пришла:
СОЗЕРЦАНИЕ Литургии (как видит ее Максим Исповедник) и полноценное УЧАСТИЕ в ней НЕСОВМЕСТИМЫ.
Ну например:
Чтение Евангелия означает те мучения, которые приходится терпеть ревнителям христианского учения, а также вообще конец мира.
"Созерцать" в момент чтения Евангелия "чтение как таковое", как "конец мира" - не дает возможности углубиться именно в возвещаемое слово, не дает возможность воспринять конкретный смысл, который нам доносится в этом конкретном богослужении.
Или еще:
Исповедание символа веры означает то таинственное благодарение, которое мы будем приносить Богу в будущем веке за необыкновенные пути и способы, употребляемые для нашего спасения премудрым Промыслом Божиим.
Исповедание - оно и есть исповедание. В котором важен каждый его член, как предъявление ИСТИНЫ. БЛАГОДАРЕНИЕ - это понятие может быть применено или ко всей Литургии, или к конкретным словам, которыми благодарим.
Но вот исповедать и одновременно что-то такое еще вводить - не вмещается в меня, мне чуждо.
Тоже и с молитвой «Отче наш»
Молитва «Отче наш» означает воипостасное и реальное усыновление людей по дару и благодати Святого Духа.
Эта молитва - это реальное прошение. Так ее проживаю.
Вы приводите мнение МИ, что
невозможно всецело довериться буквальному смыслу (это он о Писании).
В Литургии, на мой взгляд, важен именно БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ. Попытки совместить
проживание литургических событий с
созерцанием их - это введение ненужной рефлексии в то, что по идее цельно и просто.
Литургия дана нам как возможность НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРИОБЩЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ПРОЖИВАНИЯ. Всею ДУШОЮ, всем даже ТЕЛОМ.
А через символическое созерцание смыслов - это получается больше ЧЕРЕЗ УМ, т.е. ОПОСРЕДОВАННО, т.е. через стяжание человеком ангельского способа умствования, ангельского бесплотного вЕдения.
Как вы проживаете Литургию,
Sergey_Voody? Поделитесь, если можно.
Вы пытаетесь в этот момент созерцать, идти путем, указанным Максимом Исповедником?