Читала такую мысль, что в деле "борьбы с гордынеи" суть не в том, чтобы её как-то изъять, избавиться, а в том, чтобы ЗАМЕНИТЬ - ветхое человеческое Я на истинное, чистое, божественное Я (т.е. личность не уничтожается, а её ветхии тварныи вариант заменяется на вечныи, постоянно обновляющиися, раскрывающиися).
Все начинается с познания самого себя. Автор этой темы, Игорь, приводил здесь (пост 70) один ценный совет. Подобный совет я встречала и у Антония Сурожского в статье, в которой подробно рассматривается различие между индивидуумом и личностью. В повседневной мирской жизни чаще всего личностью называют именно индивидуума, но здесь рассмотрено с богословской точки зрения. Антоний Сурожский дает, как обычно, очень простой совет - быть честным перед собой и Богом:
«Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, — правда, ибо это говорит Бог, и я должен рукоплескать, поддакивать всему, потому что таким образом окажусь на правильной стороне в предвидении Суда Божия, — если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть…»
И дальше перечисляются три вида восприятия: нейтральное, отказ от слепого принятия и сердечное принятие.
Антоний Сурожский подчеркивает, что момент отказа от слепого принятия также важен для развития искренности и чуткости.
Совет Александра касается непосредственно момента принятия – созвучия, когда при чтении и молитве начинаешь постепенно слушать безмолвный голос своей души (истинной личности), учишься следовать этому голосу, отличать его от голоса эго. О том же пишет и владыка:
«есть одно-два места в Евангелии, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого, самое тело ваше устремляется по этому пути…и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу: достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера.»
«Итак, вот два различных, но коррелятивных пути самопознания. Познания «я» — индивидуума, которое себя утверждает, себя противополагает, которое отвергает и отрицает другого…И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуума, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося…»
Прошу прощения за большое цитирование. Вот вся статья:
http://www.schastie.by/mudrost/Antoniy/samopoznanie.html (когда-то уже давала на нее ссылку в теме Игоря о практике).