Арх. Рафаил.
"Я много лет тому назад беседовал с человеком, который увлекался теософией и штайнеризмом и, в тоже время, считал себя православным. Он говорил, что занимается Иисусовой молитвой, пользуясь одновременно учением по “Добротолюбию” и дыханием йогов. Я ответил, что это невозможно уже потому, что дыхание йогов предполагает глубокий вдох и выдох, а также выраженное движение диафрагмы, которое будет привлекать внимание к брюшной области, от чего предостерегали Святые Отцы. Кроме того, йога рекомендует во время медитации сосредотачивать внимание на солнечном сплетении. Я предупредил его, что такие эксперименты могут кончиться расстройством нервной системы. Затем я решил попробовать сам на себе, что происходит во время такой “эклектической” молитвы, и увидел следующее: глубокое дыхание стало заглушать молитву, и затем я почувствовал, что молитва ушла не только из души, но и из сознания, образно говоря, как будто захлопнулось сердце, и молитва оказалась изгнанной. Я встретился с этим человеком еще раз и попробовал убедить его, что Иисусова молитва это присутствие Иисуса через благодать, и она не может быть вынесена из Православной Церкви и действовать, как какой-то талисман. Диавол, явившийся преподобному Пахомию, говорил: “Я Христос”; в неправильной молитве диавол может похитить чужое имя. Я также сказал, что содержание рождает форму, в данном случае - метод, что для Иисусовой молитвы надо быть православным, а не теософом; сама Иисусова молитва - Предание Православной Церкви, а не теософии, что необходимо руководствоваться советами Святых Отцов, а не экспериментировать над собой; если он штайнерист, то будет призывать лже Иисуса солнечный эон, а на самом деле Люцифера. На это антропософ ответил снисходительной улыбкой, с какой житель столицы смотрит на провинциала.
Эксперимент,рассматриваемый в духовной связке, в моем понимании, это стремление получить какой-то "запредельный" опыт познания; познания существования той реалии, которая сокрыта от внешней восприимчивости человека.
А вот так ли то, что эти эксперименты могут кончится всегда неувязкой в свете православия? Ведь, даже здесь, на форум, приходят люди прошедшие путь мистических экспериментов...и что самое важное, после них утвердившиеся в православии.
Вот выше приведенный рассказ вызвал у меня "спорный" вопрос на "спорный" ответ арх. Рафаила, с точки зрения православия как бы правильный.
Хотелось бы, друзья, услышать ваши соображения по этому поводу.
Суть вопроса: так ли вредны мистические эксперименты над собой в стадии искания Бога?