Антиквар: Прежде всего, что Апокалипсис - книга образная, Евангелие - сверхобразно. И потому Апокалипсис стоит не "особняком" в Священном Писании, а Евангелие стоит "после" и "над" Апокалипсисом.
Мне видится иначе.
Евангелие – это Благая весть о первом пришествии Сына Божиего в "зраке раба", смирившегося до Крестной смерти, и победившего смерть в Своем воскресении. Евангелие не было бы Евангелием, Благой вестью, если бы Оно закончилось Его муками и смертью на кресте. Нет, Оно – весть радостная, ибо Христос попрал смертью смерть и дал всем народам обетование Вечной Жизни.
Апокалипсис – это пророчество конца Ι века о тяжелом крестном пути Церкви в этой земной жизни, о втором Пришествии и о Страшном Суде. Апокалипсис, хотя и входит в книги Нового Завета, все же стоит именно (здесь я не согласен с
Антикваром) особняком как
Послесловие Евангелия. При этом надо отметить, что Апокалипсис строго христоцентричен – он охватывает путь Церкви от Первого пришествия Христа до Второго.
Апокалипсис говорит не об исторических судьбах народов, как заметил и
Антиквар, а о церковных сроках, о различных этапах становления Церкви:
Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это о церквах. (Откр.22:16).
Апокалипсис, несмотря на совсем неевангельский стиль образности и схожий, действительно, с ветхозаветными пророчествами, органически связан, тем не менее, с Новым Заветом. Воспользовавшись изречением бл. Августина, можно сказать, что как Новый Завет кроется в Ветхом Завете, так же и Апокалипсис сокрыт в Новом Завете. В евангельское время ученики Христовы не постились и не скорбели. И Сам Господь на это сказал:
могут ли сыны чертога брачного скорбеть, пока с ними Жених? Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 15).
Но придут дни, когда… - здесь уже тональность Апокалипсиса.
Ни один из 12-ти Апостолов не пострадал при земной жизни Спасителя. Хотя
тайна беззакония была
уже в действии (2 Фес. 2,7) еще до обращения ап. Павла. Суть этой тайны в том, что она не снаружи, а внутри Церкви! Предатель Христа был из 12-ти! И первым пострадал Сам Сын Божий.
Тайна беззакония – вот одна из главных тем Апокалипсиса. Прочтите внимательно 10 и 24- глл. от Матфея и 13-гл. от Марка или 21 гл. от Луки – насколько слова Спасителя "апокалиптичны"! И говоря, что
будет Евангелие проповедано по всей вселенной (Мф.24:14, Мр.13:10), предупреждает верных:
и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10:22, Мр.13:13, Лк.21:17), и в то же время утешает:
Не бойся малое стадо, ибо благоволил Отец Ваш дать Вам царство (Лк.12:32).
Опять и опять есть о чем задуматься: Евангелие проповедано всем народам, воздвигнуты величественные храмы, а избранных-то –
малое стадо! Здесь тайна святых, соседствующая с тайной беззакония в Церкви. Как сказано в Откровении:
Творящий неправду да творит еще неправду, и скверный да оскверняет себя еще. А праведный да творит еще праведное, и святой да освящается еще (Откр. 22:11).
Новый Завет полнее раскрывается в Апокалипсисе. Христос говорит своим ученикам:
так будет в конце века: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Матф.13:40,41). Тема
Страшного Суда от начала до конца подробно (пусть и в неясных, сокрытых образах) представлена в Апокалипсисе.
И еще...
Иоанн Богослов в Откровении видит уже новое небо и новую землю,
новый Иерусалим, в который
не войдет… ничто нечистое, никто творящий мерзость и ложь, но только те, кто написаны в книге жизни у Агнца (Откр.21:27). Это прозрение начала уже неземного пути Церкви, где не будет уже храма
ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец (Откр.21:22).