Еще одно замечание.
Мы все стремимся (точнее, должны бы стремиться) к чистоте своей жизни, к ее безгрешности. Понятно, что надо отказываться от излишеств и прочего, обходиться минимально необходимым и тд.
Но этот путь - верный путь - имеет своего страшного двойника: это превращение своей жизни в концлагерь с бесконечными запретами, возведениями стен и их последующим разрушением - то есть бессмысленной работой.
В концлагерях у людей отбирали все. Интересный штришок: даже говно (испражнения) заключенных шло в переработку (не знаю, что там из него делали). Это означало сломать, раздавить человека, показать, что даже его, простите, говно ему не принадлежит, что он - лишь производитель испражнений, обреченный на бессмысленную работу среди бесчисленных запретов. Вместо человека создавалась пустота.
Иногда мне кажется, что мы сами пытаемся сотворить из себя такую пустоту. Не дать родиться в себе новой личности, а именно сотворить пустоту, гордую своим бессмысленным деланием или уничижающую себя (все равно).
Это я говорю безадресно, поверьте, что никого не имею в виду конкретно. Просто я вижу этого страшного двойника, идеал, который творится темным началом в нас, который угрожает каждому из нас. Этот двойник из наших страхов, недоверия, нелюбви готовится стереть нас, занять наше место. Он, а не человек, рожденный во Христе.