Исихазм

Автор Тема: Наследие форума или повторение - мать учения  (Прочитано 19873 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

А мне кажется, что 000 это прозелит...
Вы мне изрядно льстите :-)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Могу продолжить... :) Alexander=Антиквар, Attraction=iunija, Monte More=Питирим. Ну как весело? :-D

Attraction

  • Гость
Лучше Attraction= Alexeiy...так веселее))

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Нет! Заратустра не позволяет! :)

Attraction

  • Гость
И тут нет Свободы Воли... :-(

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Родион, спасибо большое за ссылку и цитату!

В попытке вернуться к теме, заявленной одним из моих клонов или первообразов :) тут уж кому как нравится... Прошу не убивать тему ...

Цитировать
Евгений

Сообщений: 597


             Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #17 : 16 Июня 2005, 17:01:43 »   

Цитата: Anonymous
не могли бы Вы раскрыть эти моменты подробнее? И было бы весьма желательно проиллюстрировать какими-то примерам


Это, довольно-таки, трудно, так как, с одной стороны, тема обширная, а с другой стороны, никем из отцов основательно не раскрытая, так что нам ее придется восстанавливать заново, на собственном опыте, как, по сути, и всю традицию умного делания. Я попытаюся коснуться или даже только намекнуть на некоторые стороны вопроса, чтобы у желающих возник интерес разобраться во всем самим, в то время как основательное и подробное изложение вопроса намного превышает мои силы.

1. С богословской точки зрения (это важно для аскетики), из творений свв. отцов, нам известно, что исходная причина страстей (а следовательно, и вызываемых ими болезней) заключается в неумеренном использовании и удовлетворении естественных человеческих сил и потребностей вопреки их собственной природе. То есть исходная причина страстей и болезней в грехе, исходная, но не действующая их причина. Действующей причиной являются гнездящиеся в страстях (а следовательно в местах локализации определенных человеческих сил) бесы, которые поддерживают замкнутый на себя механизм псевдопотребностей-страсти, не дают ему исчезнуть, даже когда грех уже не совершается, всячески разжигают эти псевдопотребности, которые можно назвать даже особой "природой" падшего человека, производной от его симбиоза со страстями и гнездящимися в них бесами.

2. Если говорить не о богословии, а собственно об аскетике, то отцы -- в своих письменных наставлениях -- предпочитают не входить в тонкое рассуждение о гнездящихся в страстях бесах, а говорят, во-первых, о борьбе со страстями как таковыми, а во-вторых, о прилогах, которые бесы всевают в сердце, а не о действиях их во всем теле. Но это не значит, что они этому не учат устно. Приведу один, по сути курьезный, но характерный пример. Варлаам, заинтересовавшийся исихазмом, (прежде чем бороться с Паламой) обратился к монахам, чтобы они его этому научили (он сам пишет об этом в одном из писем). Результат обучения (вероятно, устных объяснений) его шокировал. Они, пишет он (не дословно), учат, что душа у человека в пупке, там центр телесно-психической жизни человека. Вокруг него бесы располагают какие-то препоны, которые невежественные монахи учат преодолевать. Что-то Варлаам, конечно, полемически преувеличил, но врядли существенно.

3. Известное разногласие сочинений отцов о внутренней молитве -- о ее месте. Некоторые отцы прямо локализуют это место в районе пупка (например, "Три слова о молитве", приписываемые св. Симеону Новому Богослову), и это является определенным камнем преткновения в патристике, так как непонятно, как такое разногласие трактовать. Об этом же пишет и Палама, явно полемизируя с Варлаамом, но ,что характерно, не отрицая его подозрений насчет пупа, но подтверждая.

"Неужели монаху, который старается возвратить свой ум вовнутрь себя и хочет, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неблуждающим движением, не пригодится привычка не блуждать взором то туда, то сюда, но словно на каком-нибудь упоре останавливать его на своей груди или пупке? Свертываясь внешне по мере возможности как бы в круг, то есть уподобляясь желаемому внутреннему движению ума, он и силу ума, изливающуюся из глаз, благодаря такой форме тела тоже введет внутрь сердца. А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)?" (Триады, 1, 2,

Формально свт. Григорий говорит о двух иолитвах. Одна совершается в сердце, а другая в районе пуповины, там где "закон греха... питает зверя". Если там воодружен закон греха, значит, и слова Варлаама о преодолении каких-то препон не кажутся невероятными.

4. Если переводить это обратно на богословский язык, то речь, по-видимому, идет о психосоматическом действии страстей, а если на медицинский -- то о различных мышечных и иных напряжениях и раздражениях в теле, вызванных "психическими" факторами. Которые нужно преодолевать методами умной молитвы и созерцания. Это прежде всего в районе живота, там "где закон греха". но также и в других частях тела, местах локализации естественных способностей или потребностей человека.

5. Современные методы в психологии, тяготеющие к восточным мистикам (ну просто других они не знают), так же трактуют подобные заболевания, как вмешательство посторонних для человека сил. И "лечат" эти заболевания весьма своеобразно, методами, в чем-то похожими на созерцательные. Напомню, там где речь о телесном и отчасти психическом, медицине и ее методам лечения можно доверять более, чем если бы речь шла о сердечной области, как если бы речь шла о естественных науках. а не о догматике.

Вот только краткий перечень различных аспектов темы, подробное рассуждение на которые превышает мои силы:-), но зато, как я думаю, открывает широкое поле для индивидуального опыта.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

но брать за правило - участие в  темах  под разными никами..  этот какой-то дешевый театр..
 
Если такое есть, то это просто даже не по христиански - это ложь.  "Отец лжи - диавол."
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Evgeny

Сообщений: 1188


            Искушения во сне - что делать?
« Ответ #18 : 30 Сентября 2004, 18:13:15 »   

Цитировать
Вот вопрос - что должен делать христианин? - подавлять или же сублимировать?


Что должен делать христианин? - Терпеть и смиряться, "держать ум во аде и не отчаиваться", и Господь если и не отнимет искушение, то подаст терпение его перенести. Вспоминайте отроков благочестивых, ввергнутых диаволом в печь искушений, но не отступивших и получивших за то от Господа не изъятие из пламени, но силу противостоять и не сгореть.

Думаю, важно еще всегда помнить, что Господь попускает нам искушения, чтобы нас смирить. Если одни и те же искушения повторяются снова и снова, это значит мы не усвоили урок и не можем перейти к следующему. Надо заглянуть в свое сердце и исследовать - отчего происходит печаль вызванная такими падениями (во сне) - из за ненависти ли к греху и того что оскорбили Бога, или из за скрытой гордости - того что полагали что духовано "продвинулись", а оказалось что так же грешны как и ранее.

Мне кажется вся духовная жизнь христианина, состоящая из промыслительных чередования посещений и оставлений благодати, и состоит в том, чтобы человек смирился и понял, что без Божией благодати он ничто - одна грязь и прах, и ничего доброго даже и помыслить не может. И тогда он поймет глубину своего падения и что своими силами не может спастись и боротся с грехом, и начнет вопиять к Богу из сердца о помощи день и ночь - это и будет настоящей сердечной молитвой.

"Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет (!), - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы." Мк.13.14

"Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся; а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена." Преп. Силуан Афонский

""Преуспевание души есть преуспевании её в смирении. Степень самопознания и Боговедения определяется степенью смирения и кротости" преп. Симеон Новый Богослов Сл. 17
 
"Бог попускает диаволу нападать на нас в течение всей нашей жизни, чтобы мы смирялись." Митр. Ерофей Влахос

"По существу, смирение есть подлинное самопознание, рожденное в перенесении скорбей, среди неудач и бессилия, когда в борьбе со злом человек познает истинное ничтожество своего "я". ...

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Alexander
Administrator

Сообщений: 5508


            Ежик в тумане
« Ответ #8 : 15 Сентября 2005, 15:35:54 »   

Благодарю всех, кто откликнулся. Признаюсь, я ждал "исихастского" молчания в этой теме

Итак, высветилось три подхода. Irina предложила интуитивный взгляд и "поймала" что-то очень важное. Гость дал альтернативный вариант: сухой и трезвенный. И наконец, viktor, иронии полный, вполне надежно посадил ежика в психушку, где препарировал ему мозги с иголками, опираясь на обширные сведения из разных областей научных знаний.

Почему мы (собирательно) с таким удовольствием смотрим этот мультик? Талантливо сделан, эстетическое наслаждение... и только? Предлагаю погрузиться в него созерцательно и вполне исихастски  ,- стараясь не напяливать на него известные образы из мировой мифологии и не занимаясь психологической вивисекцией, чтобы понять - нет, не ежика - самих себя, бредущих в тумане или считающих звезды.

Соприкосновение с внутренним миром, где живет-спит внутренний человек, - результат случайной встречи-узнавания или долгий труд циклического путешествия... Когда-то - почти вдруг - по дороге на работу, в гости, в Эммаус или Дамаск происходит маленькое чудо: внешнего человека достигает иное, и он неожиданно для себя решает довериться этому касанию и проверить его. Первое погружение - в слепоту тумана сознания, когда остается последняя связь  с внешним миром - узелок с вареньем в руках Ежика или узелки (и бусинки) четок в руках молитвенника  :adieu . И тенью-совой следом идет страх внешнего человека перед внутренним миром, покрытым туманом. Крик Ежика в колодец - это и слова молитвы на устах, которые эхом повторения уводят, отстраняют страх внешнего человека перед неизведанным, не дают исчезнуть в тумане. Цель: Белая Лошадь - внутренний человек, и его сокровенная душа, и сердце - Ежика влечет ее светящаяся сила и мощь, влечет и пугает в тумане сознания "вселенским" дыханием. О, это дыхание внутренней жизни, которое надо искать при молитве, а не подделывать его количеством слов на вдохе и выдохе. Туман завораживает, в нем проступают опасные черты, ум уже не может сдержать наплыва мятущихся образов, бежит от них, и вдруг открывается древо восхождения (мысли, чувства, образа), расколотое снизу и единое в множественности (ветви и листья) на высоте.

Связь с внешним миром (в виде узелка) теряется (слишком далеко зашел Ежик и высоко заглянул), и начинается паника - туман (слепое погружение во внутренний мир) рвется и плывет под порывами ветра (внешнего мира). При молитве в этом состоянии, как правило, происходит выход (выброс) наружу и потеря связи с внутренним. А если не происходит и  светлячки ведут глубже... От страхований спасает долгий навык делания, умение вести внутреннюю службу - Пес, который приносит узелок. Это победа над страхованиями. Зов плотяного человека (голос Медвежонка - В.Невинного - за кадром) - побуждение к действию. которое приносит неожиданный результат: Ежик падает в реку. Страхов уже нет, безличностная река сознания несет Ежика - он доверился потоку и не боится в нем утонуть (и раствориться как соляная кукла) - только регистрация умом такой возможности. И в этом состоянии он уже не зависит от наплывающих образов, а созерцает Лошадь и близкое небо со звездами в ясности и тишине. Нирвана? только не буддийская, потому что в безличностном потоке появляется личностная сила - и неслышимо явственный голос спасения.

Считать звезды с Медвежонком (заниматься богословской трепотней и изучать далекие "звезды" догматов) Ежику уже... не того, он думает о своем: сокровенной душе и сердце - как она, Белая Лошадь, там - внутри него.

Братья-исихасты и сестры-исихасточки, мы все немножко "ежики в тумане"

PS Интересно: где психиатрия ставит диагноз болезни, может начинаться духовное выздоровление.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Братья и сестры, для всех, кто серьезно занимается духовной жизнью очень очень рекомендую и прошу прочтите
сообщения нашего админа Alexanderа начиная с начала работы форума с 2004 г. по сей день. Практически все проблемы обсуждаемые и поднимаемые сегодня + развернутый опыт возростания помогут двигаться более осознанно ...

Для меня лично это стало большим пре большим открытием ...

и борьба с помыслами, и сны, и община, и режим молитвы, и время сна, и борьба с бесами, искушениями, видение пути к Богу, трезвение ... Все в живом потоке мысли и делания ...

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?action=profile;u=2;sa=showPosts;start=5460

Alexander, спасибо за все Ваши труды!!! И простите за такую "рекламу", но уверен многогим будет полезно! Надеюсь не стать поводом для искушения Вас... Простите еще и еще ...

Аналогично можно воспользоваться подборками писем Антиквара, Леонида, Евгения, Прозелита, Келейника, Мирного Странника, Iunii ... и многих многих других ...

p.s. Уверен - это полезно и бывалым форумчанам. А также еще почитать самого себя и увидеть ... много интересного ...:). Но это уже другая история...

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #100 : 29 Ноябрь 2010, 04:17:55 »
 "Я люблю помогать делать живое еще более живым...", - так и не закатывайте в консервную банку сию конференцию...:-) Шучу.
 К благодарности присоединяюсь - ещё до регистрации читал форум, и, свидетельствую, он может положительно содействовать развитию духовного вкуса.

 + цените это:
но брать за правило - участие в  темах  под разными никами..  этот какой-то дешевый театр..
Если такое есть, то это просто даже не по христиански - это ложь.  "Отец лжи - диавол."
...как скромно и (пока :-D) по-евангельски переживает за Вас братия.
http://greendolina.com.ua/catalog/5/39/series/78/

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учен
« Ответ #101 : 29 Ноябрь 2010, 11:30:48 »
"Я люблю помогать делать живое еще более живым...", - так и не закатывайте в консервную банку сию конференцию...:-) Шучу.

   Вы stille поаккуратней с такими шуточками.. :-D
   у форумчанина Экстрасенс & Игорь Спасский, в качестве защитно-рефлекторной  реакции на критические замечания наблюдается  - резкая активизация  его "животворящей" деятельности ..     
  так, что если будете высказываться  невпопад –  он просто похоронит все  Ваши критические замечания под очередной грудой цитат ..  :wink:
   да и  разве Вы еще не поняли -  Экстрасенс & Игорь Спасский  не по детски занят спасением мира  – и вряд ли Вам удастся убедить его - отказаться от столь благородного занятия, кроме того это очень удобное занятие.. ведь  как известно в таком деле цель всегда оправдывает средства .. :wink:
 
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2010, 12:03:49 от 000 »

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #102 : 29 Ноябрь 2010, 18:39:55 »
 Дело то полезное. Можно выйти по заинтересовавшей цитате на обсуждение насущного для себя вопроса, к примеру. Глядишь, и выльется со временем в более полезный формат, предложенный на 3 стр.
 Смущает именно нежелание «выдать» (если это так) своего бота, чем бы сразу и раздвоение, и переживание братии, и оффтоп были бы пресечены…
свидетельствую
смиренным словом (на всякий случай).

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учен
« Ответ #103 : 29 Ноябрь 2010, 20:54:56 »
Дело то полезное.

дело.. ? на мой взгляд очень громко сказано..? дела тут  как раз таки и не видно.. один флуд.. 
для того, чтобы тема стала полезным делом, необходимо было провести кропотливую работу по тематической систематизации цитат, снабжение их ссылками  на  темы из которых они взяты..

а в ныне существующем виде тема представляет из себя  некий ментальный  винегрет, отвечающий вкусовым пристрастиям ее автора.. какая то  груда лоскутов заготовок, не состыкующихся ни по цвету, ни по узору, ни по качеству ткани  – ничего более..

причем совершенно непонятно зачем  цитировать несвязанные по смыслу посты в полном объеме ???
это банальное захламление,  вполне можно обойтись гиперссылкой на пост,  в форме  названия темы и номера цитируемого поста, указав  при этом  его краткий смысл..

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #104 : 29 Ноябрь 2010, 21:48:10 »
...продолжение игры в театр  одного актера..
где актер  играет  не только за несколько персонажей, но еще и за зрителя - сам сыграл, сам себя похвалил, одновременно пожурил нежелающих подыгрывать...
000 сам того не желая "выдал" сокровенное знание: один из признаков "просветления" - это когда ты видишь всю "постановку" целиком - сам драматург, сам же режиссёр-постановщик, художник спектакля, главный герой (и все остальные персонажи также), рабочие сцены, а также все зрители в зале, включая индифферентных билетёров. :-D
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.