Сергий, приведенная Вами цитата - из ушедшей эпохи дуального мышления, слегка претендующего на объективность. Забавно и другое - Вы сами выдаете такие тексты, которые просятся под анафему. Анафема давно превращена в ржавое от крови жертв орудие устрашения. И почему Вам нравится им трясьти, восклицая о грустности бытия? Это уже вопрос из области психологии с ее более тонкими и щадящими инструментами.
Ну, так ответ на Ваш вопрос в Вашем же посте.
Это просто самооправдание.
Ну, типа, не я один несу "в массы" всякую чушь, граничащую или почти точно являющуюся тем, что под древними анафемами.
Все такие же, как и я.
И даже такие же, как я и самые наши почитаемые святые.
Это, да, самозащита и самооправдание.
А почему грустно?
Расстаюсь с последними иллюзиями.
Во вне меня самого мне уже и не за что зацепиться.
Сам, всё сам.
А это и трудно, и ответственно, и опасно, и, поэтому очень и очень страшно.
И видение собственных грехов прёт косяком.
И встаёт вопрос в каждом конкретном случае: а это на самом деле грех?
А может быть это и не грех вовсе?
Как определить?
По каким ясным и понятным критериям?
Когда тебе есть подсказки, ну, от Церкви, священства, св. отцов - это одно.
А вот когда ты один на один с миром, с собой, с Богом - это уже совсем иная ситуация ...
А хочется простых решений, хочется спрятаться за кого-то надёжного авторитетного ...
А такового то оказывается и нет ...
Так что детское чувство защищённости уходит ...
И вот он реальный мир перед тобой ...