ябы хотел затронуть сразу тему о борьбе с помылом. Отцы предлагают модель принятия или непринятия помысла. Кто как считает по практике, точно ли всегда так?
помоему, в большинстве случаев так. Но есть некоторые ньюансы. Прп. Марк подвижник кажется рассматривал еще стремительное "впихивание" помыслов, и в житии Иакова Постника это рассматривается на примере.. Так и в душе постепенно можно углядывать некие изменяющиеся "черные ходы" (не чисто черное, но этот цвет самый подходящий, о палитре можно поговорить), по которым, бывает, помыслы либо захлестывают числом, либо имеют такой доступ к уму, что о волевом принятии или непринятии трудно говорить.. Они бывают видны, как идущие, но какбы еле доходящие или не доходящие, или как уже окутувающие ум. И вот эти "дыры" я бы отнес к той "тьме" против которой Катафагиот учит "бросать огонь". Он рассматривает это в уме, а Макарий пишет об зрении своей преображенной души. Все прекрасно знают, что практически сущность Божия воспринимается своей сущностью, а не одним умом, поэтому слова Макария и Каллиста ясно совмещаются. Хотя бывает темнота исключительно в уме, помимо душевной, которая вообще очень потихоньку проясняется. Причем эти "ходы" воспринимаются какбы обобщенно для еще ясного ума, а внутри несут потоки мыслей. Но потом ум часто омрачается и перестает так обширно видеть и какбы погребается, и душа уже имеет мало сил оттолкнуть эту черноту от себя. Остается только бегство, в другие поля. Причем часто по времени эти наплывы недолги, если не была борьба. Т.е. бывает можно с бурей подремать, чтобы обездействоваться если не справляешься, а после времени сна она уже слабее. О чем я написал кому-то будет очень похоже на страсть после сосложения с помыслом, но это другое. Если связывать с телом, то поразному, но все низкое это с области подчревных. Но тут какбы трудно так все конкретно связывать..
Если наблюдать, то обычно эта "чернь" возникает вследствие некоего импульса в язвленных "местах". Чаще от памяти или информации и незначительно. Но бывает ее задевает очень замаскированно какбы и хитро некая сила.. Хотя скорее это от того, что над этим возбудителем установлен контроль или он действует из-под тижка. А бывает, что явно ктото долго давит и создается ощущение, что в душе "копошится"