Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137950 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Иисус в эту целиком античную теорию и практику внес только новую для античности мысль =содержание, что с помощью этой практики, основанной на этой теории, человеку можно и должно обожиться. «Должно вам родиться свыше». Ин. 3:7.
Интересно, что Вы вкладываете в понятие "обОжиться"?

Это не праздный вопрос.
Цепочки смыслов надо доводить до конца, чтобы была ясно видна актуальная и осмысленная бесконечность целеполагания существования твари, ставшей Богом по благодати.
Ясно, что от этого будет зависеть и весь смысл УД.
Зачем и для чего оно, УД?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

onomatodox

  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля

Интересно, что Вы вкладываете в понятие "обОжиться"?
Зачем и для чего оно, УД?

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14)

«Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»». Откр. 19:12,13.

То есть обожение =рождение свыше =цель умного делания ― это воплощение подвижником в своем теле, в своей плоти Имени Его. В результате подвижник становится счастливым =полным благодати и бессмертным =полныи истины =бытия.  Ну в общем там много вкусных плюшек еще...  :-P

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Интересно, что Вы вкладываете в понятие "обОжиться"?
Зачем и для чего оно, УД?

«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14)

«Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»». Откр. 19:12,13.

То есть обожение =рождение свыше =цель умного делания ― это воплощение подвижником в своем теле, в своей плоти Имени Его. В результате подвижник становится счастливым =полным благодати и бессмертным =полныи истины =бытия.  Ну в общем там много вкусных плюшек еще...  :-P
1. Счастье то в чем?
2. Бессмертие то не наскучит ли однажды и не запросишь ли у Бога уйти в небытие?
3. В чем смысл бессмертия? Бесконечное божественное наслаждение даруемое Богом? А не надоест ли?
Ведь личность неуничтожима и мы не растения, наслаждающиеся солнечными лучами. Или растения?

То есть обожение =рождение свыше =цель умного делания ― это воплощение подвижником в своем теле, в своей плоти Имени Его.
А вот выделенное синим - абсолютно верно. Только раскройте мысль.
Что показал нам своей земной жизнью Христос - Бог?
« Последнее редактирование: 18 Март 2015, 11:47:27 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Питирим
Цитировать
Еще заметил - сытому и здоровому человеку, Бог не нужен. Если бы вещественные вещи не были подвержены закону изменения, наверное мы никогда бы не обратились к Богу.

Это не всегда так. иногда человек пресыщается страстями и они становятся ему безсмысленными. Изредка Бог сам толкает людей, тогда человек вынужден сталкиватсья со страхом, чтобы преодолеть страх ему нужна вера.
по поводу монастырей... не всем и монастыри подходят, кому-то лучше развиваться в обществе. Первое что должен сделать человек - это захотеть, то есть направить свою волю к развитию. Мир помогает обнаруживать страсти, избавляться от страстей дело долгое... соработничество человека и Бога - шанс исцеления.

Андрей
Цитировать
Хорошо вернемся к практике, на каких конкретно трех точках ты считаешь возможным концентрироваться?
Я уже говорил что лоб, сердце и пуп - это основные центры. Однако эта техника не заменяет молитвы, она их дополняет. но пробовать стоит, понемногу меняется восприятие мира и отношение ко многому. Впрочем у всех по-разному. Это не панацея, как и все остальное.

Афанасий
Цитировать
Вот думаю. Психотехники. А зачем они?
Психотехники - это возможность обратить внимание на свою скрытую часть, внутреннего человека. Пси - душа, хотя честно говоря психология мало говорит о душе, впрочем наука заимствовала эти термины, зачастую несправедливо.
Цитировать
Братья! Вам мало слов Христа, что Дух дышит где хочет? Не там, где вы ему силки поставили, а там где Он Сам что решает.
Дух то дышет где хочет, но входит только в подготовленные сосуды. В рукописях святоотеческих есть выражение: твори молитву иисусову чрез ноздряное дыхание и по третьем лете войдет в тебя Дух святый и обитель в тебе сотворит.
конечно срок 3 года условный, он может так и не войти, но сам факт подготовки человека к этому на лицо, психотехники этому помогают, вообще дословно психтехника можно перевести как техника души или техника для души. недаром святые упоминают ноздряное дыхание. впрочем зачем оно афанасию )))

Андрей
Цитировать
"Страх это тоже психотехника, помогающая не лезть туда куда не надо."
страх - причина страсти. Единственный страх помогающий развиваться - страх Божий, остальные надо преодолевать. как говорят святые - бойся одного Бога. Ну еще говорится что надо бояться могущих погубить душу и тело, но это страх не оцепеняющий, а  помогающий выжить. Андрей о нем видимо говорит.

Афанасий
Цитировать
Может проще всё? Туда надо, где Бог. А где не Бог, там сатана. И никакой психотехники.   :-)
Проще - это к баптистам, которые находят людей по причине людского неразумия и нежелания слушать и слышать.
я боюсь человеку, обделенному разумом (ведением) Бога трудно понять где Бог, а где сатана, тем более что и Бог и сатана внутри одного и тогоже человека живут, - придется сатану выгонять из себя, а это ой как страшно и не всем под силу. проще сатану не замечат ьи строить иллюзии в отношении пребывания бога близ них.

onomatodox
Цитировать
Цитировать
Вот. В этом и вся суть христианства. Никаких иных заквасок не надо. По благодати.
Это не все христианство, а только московское православие.
Сами то РПЦ-шники владеют знаниями, да вот зачастую людям их перекрывают.
Впрочем  не стоит всех под одну гребенку...

Сергий
Цитировать
Интересно, что Вы вкладываете в понятие "обОжиться"?
я тут проходил мимо. надеюсь не помешаю вашему разговору.
обОжиться - значит стать Богом по благодати, когда душа и плоть преображаются нетварными божественными энергиями и человек входит в тесное союзничество с Богом. Бог настолько тесно с человеком (неслиянно и нераздельно) что человек сам становиться Богом, не по существу.
а вот для чего оно?
Официальная точка зрения: чтобы человек стал тем, кем должен был стать Адам по замыслу Бога, что стало возможно после прихода Христа. вторая цель - спасти весь тварный мир.
Дело в том что существа нижележащих миров (например животные) не могут вступать в контакт с Богом, человек выполняет свою миссию во вселенной, он управляет миром, а если сказать развернуто - человек сотворец мира, через него Бог приходит в мiръ и вместе с сознанием человека преображает его. и человек в этом учавствует тоже своею волею и сознанием.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Совершенно правильно, Aндpeй. Вы в одной фразе выразили и теорию, и практику исихазма.
Удерживая внимание на небредовой мысли.
Услышал вас. Практика "небо голубое, зелёная трава"...  :wink:

Практика исихии начинается с молчания и покоя, это первое, начальное. Далее вход внутрь, работа вся там.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергий
Цитировать
Интересно, что Вы вкладываете в понятие "обОжиться"?
я тут проходил мимо. надеюсь не помешаю вашему разговору.
обОжиться - значит стать Богом по благодати, когда душа и плоть преображаются нетварными божественными энергиями и человек входит в тесное союзничество с Богом. Бог настолько тесно с человеком (неслиянно и нераздельно) что человек сам становиться Богом, не по существу.
а вот для чего оно?
Официальная точка зрения: чтобы человек стал тем, кем должен был стать Адам по замыслу Бога, что стало возможно после прихода Христа. вторая цель - спасти весь тварный мир.
Дело в том что существа нижележащих миров (например животные) не могут вступать в контакт с Богом, человек выполняет свою миссию во вселенной, он управляет миром, а если сказать развернуто - человек сотворец мира, через него Бог приходит в мiръ и вместе с сознанием человека преображает его. и человек в этом учавствует тоже своею волею и сознанием.
Я в эту тему то влез со своими вопросами вовсе не случайно. Ответы на вопросы мои, как мне мниться, лежат строго в плоскости темы. Хотя это, конечно, не "психо(душе)техники", а переустройство души человека Богом и человеком, причем в согласии с этим Божием переустройством самого человека. Но в чем переустройство? В чем будет у обОженного богоподобие, которое не отнимется у человека никогда?  Отчасти Вы многое верно обозначили, но не довели до конца свои мысли.
Итак.
В чем тварь может РЕАЛЬНО быть во всем подобна Богу?
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Совершенно правильно, Aндpeй. Вы в одной фразе выразили и теорию, и практику исихазма.
Удерживая внимание на небредовой мысли.
Услышал вас. Практика "небо голубое, зелёная трава"...  :wink:

Практика исихии начинается с молчания и покоя, это первое, начальное. Далее вход внутрь, работа вся там.

Я писал о практике обретения ума и только, практика исихазма конечно сложнее. :-D

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Цитировать
Я в эту тему то влез со своими вопросами вовсе не случайно. Ответы на вопросы мои, как мне мниться, лежат строго в плоскости темы. Хотя это, конечно, не "психо(душе)техники", а переустройство души человека Богом и человеком, причем в согласии с этим Божием переустройством самого человека. Но в чем переустройство? В чем будет у обОженного богоподобие, которое не отнимется у человека никогда?  Отчасти Вы многое верно обозначили, но не довели до конца свои мысли.
Итак.
В чем тварь может РЕАЛЬНО быть во всем подобна Богу?

Я пока чувствую свою слабость точно ответить на этот вопрос. Но попробую.
Для начала хочу выразить одну мысль. Дело в том чт она востоке существует куча, так называемых, йогических практик. Человек их делает целенаправленно, строго по написанному и получает результат.... вопрос что это за результат и какой силой он это делает другой... я не об этом сейчас. Важно понять сам подход. Христианство принципиально другая религия. Действия даже могут совпадать по форме, но у них может быть противоположная цель.
ПСИХОТРЕНИНГИ понятие современное и наверное съотождествляется именно с современными методами психотерапии .вперемешку с йогическими и иными практиками. Я бы назвыла тренингом именно то, что св. отцы назвали ДЕЛАНИЕМ.

Думаю мне помогут ответить на ваш вопрос вот эти слова:

Цитировать
1. Счастье то в чем?
слово счастье легко раскрывает свое значение "с частью", Это означает быть цельным, единым, целостным. Здесь слово "цель" и "исцеление" тождественно слову счастье - обрести целостность, цельность. прослеживается идея о единении с миром и Богом.
Цитировать
2. Бессмертие то не наскучит ли однажды и не запросишь ли у Бога уйти в небытие?
притчу о вечном жиде все знают, недаром безсмертие было наказанием
Цитировать
3. В чем смысл бессмертия? Бесконечное божественное наслаждение даруемое Богом? А не надоест ли?
Само понятие "наслаждение" пугает. человек рано или поздно пресыщается. Понятие "сласти" и "сластолюбие" недаром считаются страстями.
Цитировать
Ведь личность неуничтожима и мы не растения, наслаждающиеся солнечными лучами. Или растения?
идею инкарнации знаете? Я не буду касаться самой идеи перевоплощения. коснусь только того, что сами приверженцы этих систем стремятся к выходу из причинно-следственной связи и прекращению перерождения. Поэтому сама идея перерождения не так важна, важно куда все стремятся выйти и как сохраняется личность. Христианство пошло дальше всех остальных, в христианстве идея самоосознания и сохранения личности раскрыта очень широко.
Цитировать
То есть обожение =рождение свыше =цель умного делания ― это воплощение подвижником в своем теле, в своей плоти Имени Его.
В душу проникает слово Божие (трудно описать что это такое), и это дает возможность человеку раскрыть образ Божий в себе.
Цитировать
Что показал нам своей земной жизнью Христос - Бог?
он показал как достичь богоподобия на примере своей жизни, своего воскресения. все Евангелие пронизано именно этой идеей - раскрытия образа Божия в челвоеке, которое находится в нем как семя.

onomatodox

  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля

А вот выделенное синим - абсолютно верно. Только раскройте мысль.
Что показал нам своей земной жизнью Христос - Бог?

— И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Ин. 5:37,38

— Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? — отвечает Иисус. — Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: «Покажи нам Отца»? Ин. 14:9

«Один из оппонентов Платона киник Диоген говорил, что видит чашу, гору, лошадь, но "чашности", "горности", "лошадности", о которых говорит Платон, не видит. "Диоген, - отвечал ему Платон, - чтобы видеть гору и лошадь у тебя есть глаза, но чтобы видеть "горность" и "лошадность" у тебя нет ума"»
. ( http://www.countries.ru/library/ant/grplaton.htm )

Сергий, любая успешная практика должна предваряться правильной теорией. Ваши вопросы свидетельствуют о том, что у вас нет еще и приблизительно правильной теории.  То, что выделенно синим и с чем вы согласились, ничем ведь не отличается от того, к чему у вас возникли вопросы.

onomatodox
Цитировать
Это не все христианство, а только московское православие.
Сами то РПЦ-шники владеют знаниями, да вот зачастую людям их перекрывают.
Впрочем  не стоит всех под одну гребенку...
Нет, я имел ввиду, что знание московского православия неполно, оно составялет одну треть необходимого. В москосвском православии есть только Аристотель или, что то же самое, аристотелизированный Платон, он же неоплатонизм. Ну это долгий разговор...

Услышал вас. Практика "небо голубое, зелёная трава"...  :wink:

Практика исихии начинается с молчания и покоя, это первое, начальное. Далее вход внутрь, работа вся там.

Неа  :-) Практика ― удержание. А зеленое и синее ― теория. Теория включает в себя правильную и полную запись с помощью слов (=Аристотель =логика =информация) и понимание этой записи (=Платон =интуиция =созерцание). Вот, когда у подвижника есть полная теория, тогда его ум словесный приходит в покой и он может его опускать в сердце. А до тех пор его словесный ум только мешает вопросами. Мешает опуститься, тем самым и предохраняет от того, чтобы беспокойный ум опустился в сердце =в тело и повредил там чего-нибудь...  :-P

Я писал о практике обретения ума и только, практика исихазма конечно сложнее. :-D
Практика обретения ума сложнее, и намного-много сложнее, практики исихазма.  :wink:

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Я писал о практике обретения ума и только, практика исихазма конечно сложнее. :-D
Разве мы не пытаемся освободиться от действий ума? Не обретать его. а именно освободиться от его действия, чётко отличая движения вещественного ума от прочих движений...

Одна из практик православных подвижников заключается в "се оставихом вся и вслед тебе идохом"... вся кроме одного...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Я писал о практике обретения ума и только, практика исихазма конечно сложнее. :-D
Разве мы не пытаемся освободиться от действий ума? Не обретать его. а именно освободиться от его действия, чётко отличая движения вещественного ума от прочих движений...

Одна из практик православных подвижников заключается в "се оставихом вся и вслед тебе идохом"... вся кроме одного...

Под небредовой мыслью я имел ввиду иисусову молитву, а не рассуждения о цвете травы :-D,
постоянное внимание к молитве, поучениям святых, аскезе как раз и освобождают от бредовых мыслей внушенных матрицей, по Вашей терминологии освобождают от вещественного псевдоума и дают обретение истинного ума.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Вот, когда у подвижника есть полная теория, тогда его ум словесный приходит в покой и он может его опускать в сердце. А до тех пор его словесный ум только мешает вопросами.
Схоластики движимы теориями, и нет в них простоты. Наличие теорий, не даст покоя уму, только блуждания, проверки, новые изыскания, новые пережевывания - прям как у вас...

Помните как две стороны увидели новую звезду в небе?
Простые пастухи, кот. были ведомы этой звездой, пришли в ясли где родился Христос.
Волхвы, познавшие астрономию и другие науки, шли длинным путём, через Иуду...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Помните как две стороны увидели новую звезду в небе?
Простые пастухи, кот. были ведомы этой звездой, пришли в ясли где родился Христос.
Волхвы, познавшие астрономию и другие науки, шли длинным путём, через Иуду...
Это неудачный пример. Это была миссия волхвов, и они путешествовали ой как издалеча. кроме того свою миссию они выполнили.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Это была миссия волхвов, и они путешествовали ой как издалеча. кроме того свою миссию они выполнили.
Речь идёт о пути, с одной стороны простом, с другой витиеватом. Этот пример, с одной стороны история, с другой аллегория (иносказание)...

Отклонюсь от темы, Авеста это учение, которое было дано и действовало до прихода новой звезды...

PS У любой вещи априори своя миссия.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

onomatodox

  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля

Схоластики движимы теориями, и нет в них простоты. Наличие теорий, не даст покоя уму, только блуждания, проверки, новые изыскания, новые пережевывания - прям как у вас...

Помните как две стороны увидели новую звезду в небе?
Простые пастухи, кот. были ведомы этой звездой, пришли в ясли где родился Христос.
Волхвы, познавшие астрономию и другие науки, шли длинным путём, через Иуду...
Питирим, я, конечно же, не помню те времена, о которых вы вспомнили, но, говоря о теории, я сказал про то же самое.  Теория ― это умозрение. Поэтому без теории, без умозрения, нельзя заниматься умным деланием. Просто умов =умений много, на каждое дело ― свой ум, свое умение, требуется.  Волхвы, познавшие астрономию и другие науки, пользуются словесным умом или знаковым. Это аристотелизм. А пастухи, ведомые звездой, пользовались услугами звездного ума. Это платонизм. Волхвы пользовались человеческими знаниями О звездах, а пастухи ― знанием самой той звезды, тем, что сама звезда знала. Платон эти два вида знания ясно различает: 1) само знание или знание знаков, и 2) то, что знается само по себе и есть подлинное бытие (7 письмо, 6 и 7 книги «Государства»).

Так вот словесный ум ― это «кимвал звенящий». Молчание же ― это ум созерцающий, видящий вещи такими, какие они есть сами по себе. В молчании подвижник видит само подлинное бытие или фаворский свет.

Так вот словесный ум никогда не замолкнет, кимвал никогда не перестанет звенеть, пока подвижник не заткнет ответами все вопросы словесного своего ума. Все остальные, широко известные в узком кругу умных делателей, методы и практики приводят, как известно, лишь к кратковременным, не устойчивым, эффектам молчания =созерцания, к вечному для таких практик вопросу: почему уходит благодать? ( http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3601.0 )   :cry: