Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137411 раз)

Sergiy

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Тут, один человек, не может найти ответы на свои вопросы, относительно "метода священной молитвы и внимания" преп. Симеона Н. Б.

http://mon-kassia.livejournal.com/1421495.html

Есть ли на форуме темы, которые могут помочь разобраться в этих недоумениях?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Простите, там столько всего много....

А сама монахиня (всё та же), нисколько не разобравшись... Как говорил ап.Павел - то, что не знает.

Цитировать
Тут у меня, признаться, случился когнитивный диссонанс. Т.е. сначала автор охаял первые два способа молитвы и призывал, ознакомившись со всеми тремя, избрать лучший, - а теперь он говорит, что, не пройдя первых двух, невозможно придти к третьему!!


Цитировать
     Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.

     Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога <к заслугам>, ибо невозможно "петь <...> Господу в земле чужой" (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.

     Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа - прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.

     За этими <тремя следует> четвертая ступень духовного возрастания - ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.

     Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом <Святым>, то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого <старца> иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.

Как видим, не о трёх способах молитвы, а о четырёх ступенях к совершенству говорит автор в этом месте.


Если вы, Sergiy, имеете ввиду другого человека с недоумениями, так укажите, какого именно, с датой и временем поста. И с цитатой, желательно.
« Последнее редактирование: 22 Июнь 2015, 14:38:41 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Sergiy

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Краевед, я имею ввиду м. Кассию. Да, у нее много там всяких вопросов...

Она спрашивает:

Цитировать
Но вот что значит - "устремить чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп"?

Что значит - "исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы"?

С этим, вроде разобрались, можно порекомендовать вот, эту тему:

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.0
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1225.0





« Последнее редактирование: 22 Июнь 2015, 15:41:25 от Sergiy »

Sergiy

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Кто нибудь читал эту книгу? 

http://www.ozon.ru/context/detail/id/28060428/

Можно ли в молитвенной практике, использовать некоторые приемы осознанной медитации?



Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Sergiy, книгу не читал эту, но хочу заметить одну вещь. С медитативными техниками знаком не по наслышке. И считаю что это можно использовать в практике (правда авторы в виде психологов и журналистов всегда настораживают). Много пытался разобраться в чем разница то между молитвой и медитацией.... На сегодняшний день так и остался на позиции что это разные вещи. Хотя молитве сопутствует сосредоточенное медитативное состояние (хоть и не всегда). Разница в том, что современные интерпретации медитации (суть которой в успокоении ума и создания условий для работы подсознанки и возможно большего погружения в такое состояние) свелись к работе с энергетикой, информационными слоями, аутотренингами и прочей требухой, которую впаривают и за хорошие бабки любому страждущему. Вся эта энергетика, потоки, релакс - суть тварные и не живые механизмы. Так оно по крайней мере подается, и так оно и есть в отношении подавляющего большинства проблем ума и его конструкций. В отношении молитвы скорее правильно говорить о живом общении с живыми силами. Это не значит разговор за чашкой чая или трепотня с внутренними голосами. Но это всегда живое общение, которое что то изменяет внутри. И это не работа с энергиями. А польза от медитации может быть не малая. В плане обретения устойчивости и тишины ума и еще много полезностей. Но это как бы иная сфера. Имеет смысл ей заниматься чтобы тело поймало состояние покоя. Молитва это другое. А приемы использовать можно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Если сравнивать поверхность молитвы и медитации, то найдем сотни несовпадений (или совпадений), эти практики встречаются на глубине.

Sergiy

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Родион, на днях прочитал эту книгу, поэтому появились некоторые вопросы. Вы, как то, говорили мне про "тишину и молчание ума", давали некоторые рекомендации по этому вопросу, в этой книге, я увидел похожие с Вашими советами некоторые методики. Пока, "перевариваю" эту книгу, думаю, что там есть и полезные вещи, хотя, авторами она преподносится, как психотерапевтическое пособие с использованием методики осознанной медитации.

Об авторах:

"Марк Уильямс – профессор клинической психологии и главный научный сотрудник фонда Wellcome Trust при Оксфордском университете. Он был одним из создателей когнитивной терапии на базе осознанности и соавтором международного бестселлера The Mindful Way Through Depression.
.
Денни Пенман пишет статьи и комментарии для Daily Mail и раньше работал на Independent и BBC. Он обладатель докторской степени по биохимии.

Более подробная информация представлена на сайте:

www.mbct.co.uk"

Sergiy

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Родион, Вы пишите: "И это не работа с энергиями."

А, Имя Божие призываемое в молитве, это не энергия - благодать?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Родион, Вы пишите: "И это не работа с энергиями."

А, Имя Божие призываемое в молитве, это не энергия - благодать?
Наверно не ясно выразился.
Вы с благодатью не работаете. Часто встречал в разных книжицах о медитативных практиках именно работы с энергиями. Последнее время эта тема работы самой разной вообще зачастила на просторах инета, думаю и в книгах наверняка отразиться.
Если случиться посетит Вас эта энергия, она с вами по работает:) . Не Вы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

zenko

  • Сообщений: 32
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #459 : 07 Октябрь 2015, 20:01:46 »
А вот из издания Симеона Нового Богослова в Добротолюбии 1793  года (в современной транскрипции):
"Посем сядь в уединенном месте особенном и безмолвном наедине, в уединенном угле, и затвори дверь, и собери ум твой от всяких привременных и суетных вещей, также прилепи к персям браду твою, и внимай в сердце умом твоим и чувственными твоими очами, и удержи мало дыхание твое, и имей там ум твой, и попробуй умом обрести место, где есть сердце твое, да будет там совершенно и ум твой, и попробуй умом обрести место, где есть сердце твое, да будет там совершенно и ум твой: и в начале обрящешь там тьму, и ослепление многое, и жестокость: после же, когда творить будешь сие внимание непрестанно ночь и день, обрящешь О чудеса! непрестанное веселье. Когда ум подвизался в сем обрящет <он> место сердечное, и тогда вдруг узрит там таковое, чего не видел никогда, никогда не знал. Узрит бо воздух оный обретающийся там внутри сердца, и всего себя светлым, и исполненным всякого благоразумения и рассуждения" (Добротолюбие. 1793, с.ОГ-3).

Добротолюбие или Словесы и Главизны Священного Трезвения. М., 1793.

Я так понял, что это перевод Паисия Величковского, который и сам был исихастом?!

Могу привести этот же текст в церковно-славянском виде, но если нет нужного шрифта, то будут "крякозябрики"!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #460 : 08 Октябрь 2015, 07:11:06 »
zenko, а в чем проблема?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #461 : 26 Январь 2016, 10:33:40 »
Палама: "оставлять многочтение и посвящать себя односложной молитве до приобретения способности непрестанно держать ее в уме, хотя бы тело и было занято чем–то другим, начинающим упражняться в исихии советуют и святой Диадох, и великий молитвенник Филимон, и многоопытный в Божиих делах Нил, и Иоанн Лествичник, и многие из ныне живущих отцов".

Далее идет интересный комментарий - "Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца.
Иоанн Лествичник говорит, что односложная молитва нередко способна собирать ум, рассеявшийся в подробном молитвословии, и что она кладет начало всякому настоящему молитвенному деланию (Лествица 28: PG 88, 1132B–D; ср. Лествица 9, 15 и 27: PG 88, 841, 889D и 1116CD).
Исихий Синаит писал, что единомысленная молитва истребляет и сжигает бесовский обман (О воздержании и добродетели, 2, 72: PG 93, 1536В; ср. также его сочинение «О посте» во 2–м томе греческого «Добротолюбия»).
В одном сочинении, которое приписывается Максиму Исповеднику, блуждание мыслью приравнивается к стоянию перед закрытой завесой: внутрь святилища проникает лишь тот, кто успешно совершит единомысленную молитву (Главы иные, 102: PG 90, 1424А).
У Диадоха Фотикийского об односложной молитве говорится в его Главах (Главы 59: Diadochus Photicensis, Capitula, ed. des Places, Paris, 1955, p. 119),

(наверно это)
--- Ум наш, когда памятью Божиею затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое–нибудь,
--- обязательное для него, в удовлетворение его приснодвижности. Ему должно дать только священное Имя Господа Иисуса,
--- Которым и пусть всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предположенной цели.

у Нила Анкирского — в Письмах (Письмо 3, 238: PG 79, 493D).
Об авве Филимоне см. греческое «Добротолюбие», т. 2 (Диалог об авве Филимоне)."

У Лествичника
"Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений; ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их.
Многословие при молитве часто развлекает ум, и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его.
Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангел хранитель наш молится с нами."

Все это по моему не плохое разъяснение в дополнение к ИМ.

Одно только, или я туплю, или просто не нахожу, Исихий Синаит О воздержании и добродетели - есть у кого нибудь ссылка или сам источник? Не нахожу нигде... Или торможу...
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #462 : 26 Январь 2016, 10:55:42 »
В русском Добротолюбии эта работа Исихия Синаита называется «О трезвении и молитве».

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #463 : 26 Январь 2016, 11:13:18 »
Благодарю.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #464 : 26 Январь 2016, 12:10:28 »
"Односложная, или единомысленная (μονολογιστος) молитва, которую иногда неточно называют «монологической» или «однословной», заключается в том, чтобы решительным движением ума и воли преодолеть в своей душе беспорядочное блуждание помыслов. Обычно такая молитва творилась вместе с Иисусовой молитвой, произносимой частично или полностью, но могла совершаться и без слов единым порывом сердца.

На мой взгляд здесь речь о памяти божией, то есть память божия и сердечное чувство о Боге, должна сопровождать устную иисусову молитву.