Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 139059 раз)

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #511 : 06 Август 2016, 15:40:03 »
А вот, кстати, будет тема для размышления.
в 7-ой главе Каллиста Патриарха говорится:
"Ум, очистившийся от всего внешнего и чувства всецело подчинивший себе деятельною добродетелию, неподвижным пребывает, словно ось неба (άξονας του ουρανού), вращается (στραμμένος) как в центре (κέντρο) внутри (βάθος) сердца[, водружая взор свой]. И имея управление (ηγεμονία - господство) в голове, он смотрит туда, используя озарения (λάμψεις) разума (διάνοιας) как молнии (αστραπές), чтобы черпать (αντλούν) оттуда божественные смыслы (νοήματα – слав.: «разумения»), и подчиняя (υποτάσσοντας) все (όλες) телесные (σώματος) чувства (αισθήσεις)."
Однако же Феофан в своем переводе это место исключил (про пребывание умом в голове). Причина по всей видимости в том, что это имеет место только у очистившихся умом, а не очищенным надо обращать ум к Богу, то есть в сердце пребывать неотходно. Но! Тут говорится про управление чувствами... а это и новоначальным необходимо

Родион

  • Сообщений: 9356
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #512 : 06 Август 2016, 18:02:26 »
А где в приведенном о уме в голове? Там же вроде как о сердце и сказано.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #513 : 06 Август 2016, 18:33:27 »
А где в приведенном о уме в голове? Там же вроде как о сердце и сказано.
И имея управление (ηγεμονία - господство) в голове, он смотрит туда, используя озарения (λάμψεις) разума (διάνοιας) как молнии (αστραπές), чтобы черпать (αντλούν) оттуда божественные смыслы (νοήματα – слав.: «разумения»), и подчиняя (υποτάσσοντας) все (όλες) телесные (σώματος) чувства (αισθήσεις)."

управление в голове... он смотрит туда ... [оком ума] ...

Родион

  • Сообщений: 9356
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #514 : 06 Август 2016, 18:39:37 »
А где в приведенном о уме в голове? Там же вроде как о сердце и сказано.
И имея управление (ηγεμονία - господство) в голове, он смотрит туда, используя озарения (λάμψεις) разума (διάνοιας) как молнии (αστραπές), чтобы черпать (αντλούν) оттуда божественные смыслы (νοήματα – слав.: «разумения»), и подчиняя (υποτάσσοντας) все (όλες) телесные (σώματος) чувства (αισθήσεις)."

управление в голове... он смотрит туда ... [оком ума] ...

Ну? Сам находится в сердце, управляет разумом и чувствами... Все верно. Имхо иметь управление в голове значит не столько там пребывать, сколько иметь власть и управлять. Где то так....
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #515 : 06 Август 2016, 19:06:12 »
Ну? Сам находится в сердце, управляет разумом и чувствами... Все верно. Имхо иметь управление в голове значит не столько там пребывать, сколько иметь власть и управлять. Где то так....
Я написал в теме переводов Добротолбия, что в Святогорском Томосе, где все монахи Афона поставили печати, говорится на примере двух святых:
Афанасий Великий говорил, что местом обитания ума служит голова, а Макарий Великий говорит о том, что место обитания ума сердце, но при этом монахи делают акцент на том, что они друг другу не противоречат, мол и так и так!!!
Это существенная разница! Это кстати не единственное место, которое Феофан выбросил по причине своих каких-то взглядов... О чем он писал в своих письмах, мол выкину главы и сошлюсь на то, что они темны. .

alluara

  • Сообщений: 78
  • Анастасия
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #516 : 12 Сентябрь 2016, 21:42:46 »
Обычно приходится придерживать выдох, именно дабы его удлинить и обычно на выдохе идет сосредоточение и формула, или большая ее часть. Имхо.
А если просто на "Сыне Божий" немного как бы останавливаться и только потом начинать выдох?
И еще: если не растягивать слов молитвы и не особо удлинять вдох-выдох, а просто делать дыхание несколько поверхностнее, не глубоко дышать?

Родион

  • Сообщений: 9356
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #517 : 13 Сентябрь 2016, 09:17:31 »
Обычно приходится придерживать выдох, именно дабы его удлинить и обычно на выдохе идет сосредоточение и формула, или большая ее часть. Имхо.
А если просто на "Сыне Божий" немного как бы останавливаться и только потом начинать выдох?
И еще: если не растягивать слов молитвы и не особо удлинять вдох-выдох, а просто делать дыхание несколько поверхностнее, не глубоко дышать?

Мое мнение - это нормально. Вообще естественность имхо лучше сохранять и не притягивать что то насильственно. Если удобно так, то и хорошо так. В конце концов оно само уляжется как нужно. Вы описали вполне нормальный вариант практики. Как по мне.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Dmitrii

  • Сообщений: 476
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #518 : 13 Сентябрь 2016, 11:28:24 »
Обычно приходится придерживать выдох, именно дабы его удлинить и обычно на выдохе идет сосредоточение и формула, или большая ее часть. Имхо.
А если просто на "Сыне Божий" немного как бы останавливаться и только потом начинать выдох?
И еще: если не растягивать слов молитвы и не особо удлинять вдох-выдох, а просто делать дыхание несколько поверхностнее, не глубоко дышать?

Мое мнение - это нормально. Вообще естественность имхо лучше сохранять и не притягивать что то насильственно. Если удобно так, то и хорошо так. В конце концов оно само уляжется как нужно. Вы описали вполне нормальный вариант практики. Как по мне.

Доброго времени суток

Норма дыхательных движений ЧДД 12-20 в минуту
При поверхностном дыхании и(или) ЧДД больше 20 - можно получить феномены связанные (или близкие) с техниками холотропного дыхания.
См https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Если внимательно прочитать информацию по ссылке в соседней ветке
http://www.omolenko.com/mail/tehnica-delanya-Iisusovoi-molitvi.htm
то речь идет о ЧДД от 1 до 3 в мин (как вариант).

С уважением






Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7760
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #519 : 13 Сентябрь 2016, 15:54:25 »
Когда ночью просыпаешься и в самый момент просыпания слышишь молитву в себе, то она всегда четко идет синхронно с дыханием. Как она сама подстраивается под дыхание не ведомо, но это точно так, и потом в бодрствовании ночью, пока не заснешь, она сама еще идет синхронно с дыханием. Это можно наблюдать. Специально в бодрствовании такой четкой синхронизации достичь не получается, хотя бы у меня. А вообще молитва - дар Бога во спасение. так к этому и надо относиться. Собственные усилия нужны лишь при движении к Богу за обретением этого дара. Дар же сам, если он принят человеком, все управит. Это, так. Реплика.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

alluara

  • Сообщений: 78
  • Анастасия
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #520 : 16 Сентябрь 2016, 07:17:07 »
Норма дыхательных движений ЧДД 12-20 в минуту
При поверхностном дыхании и(или) ЧДД больше 20 - можно получить феномены связанные (или близкие) с техниками холотропного дыхания.
Если внимательно прочитать информацию по ссылке в соседней ветке
http://www.omolenko.com/mail/tehnica-delanya-Iisusovoi-molitvi.htm
то речь идет о ЧДД от 1 до 3 в мин (как вариант).
Благодарю)) Насколько я, полазив по вики, поняла, при занятиях дыхательной молитвой первостепенное значение имеет диагностика нормальности обычного своего повседневного дыхания. Пишут, что у больных астмой (а у меня в детстве, как минимум, эта вещь была) происходит постоянная непроизвольная гипервентиляция, поэтому необходимо (по Бутейко) для нормализации жизни дышать поверхностнее.
Написанные выше в теме советы по поводу увеличения углекислого газа в крови, по поводу дыхательного поста - все как будто гипертрофированный Бутейко.
 :-)
Вот наш старец часто говорил, что сначала нужно научиться правильно дышать. То есть, конкретно он менял свое дыхание. И аналогию проводил прямо по вики: перед нырянием с задержкой дыхания. А это - классическая гипервентиляция, самая распространённая причина недостаточности СО2. То есть, получается, все откровения старцу Науму были не высшей природы, а результатом холотропного метода дыхания?.. Если это так, то горе всей наумовщине...  :oops:
НО почему переизбыток кислорода считается вредом, а переизбыток углекислого (при ЧДД 2 в минуту) нет? Может, не стоит раскачивать маятник и перегибать палку? Неужели такой метод не несет в себе никаких изменений в психике?
Наверно, лучший метод - это максимально приближенный к естественному. Говорите, 12-20 ЧДД - это норма? Значит, лучше стараться "поститься" именно в этих пределах. Верно ли я мыслю?..

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #521 : 16 Сентябрь 2016, 07:40:27 »
Гипервентиляция вредна тем что вымывает СО2 из организма и О2 просто не усваивается. Такая диалектика: для усвоения О2 нужен СО2. Переизбытка СО2 для организма нет, так как СО2 необходим для многих реакций в организме, он благотворен для организма. Суть дыхания по Бутейко - постепенно уменьшать вентиляцию лёгких, дышать с лёгким чувством удушья. При этом и дыхание становиться поверхностным и СО2 накапливается и О2 в итоге начинает лучше усваиваться организмом, организм начинает оживать и оздоравливаться.

alluara

  • Сообщений: 78
  • Анастасия
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #522 : 16 Сентябрь 2016, 08:02:00 »
Гипервентиляция вредна тем что вымывает СО2 из организма и О2 просто не усваивается. Такая диалектика: для усвоения О2 нужен СО2. Переизбытка СО2 для организма нет, так как СО2 необходим для многих реакций в организме, он благотворен для организма. Суть дыхания по Бутейко - постепенно уменьшать вентиляцию лёгких, дышать с лёгким чувством удушья. При этом и дыхание становиться поверхностным и СО2 накапливается и О2 в итоге начинает лучше усваиваться организмом, организм начинает оживать и оздоравливаться.
Цитирую:
"Стоит отметить, что метод Бутейко предназначен для больных астмой (то есть с хронической гипервентиляцией, которая превышает норму в 2-3 раза)[19][20][21], при этом у людей с нормальным дыханием применение метода приводит к кардинально противополжным результатам — снижению уровня О2 и увеличению уровня СО2 в крови, что также приводит к негативным последствиям."
Какие именно могут быть последствия - не написано, однако можно подозревать, что и тут возможна некая разновидность измененного сознания...

Родион

  • Сообщений: 9356
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #523 : 16 Сентябрь 2016, 09:07:29 »
"Норма дыхательных движений ЧДД 12-20 в минуту" - всегда было интересно, кто и согласно каких критериев устанавливает эти нормы. :)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О психотехниках православных подвижников
« Ответ #524 : 16 Сентябрь 2016, 12:05:15 »
Ненормальный интерес к технике дыхания, а про о. Наума многие ученики Кирилла Павлова, притом очень святые, крутят пальцем у виска. Уклон в детали при небходимости сообразововать свою волю и самость с божией.