Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 137479 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Имхо, при правильном безмолвии никакого шума, хаоса, мелькания образов (все равно, на переднем фоне или на заднем, сильно или слабо) и прочего, что "истекает снизу", по образному выражению отцов, нет и не должно быть вообще. Этот поток полностью перекрыт на уровне сердца. При этом внешний человек может вовсе не безмолвствовать, а заниматься какими-то делами (не слишком сложными, чтобы не мешать внутреннему деланию). То есть то, что "притекает сверху", от органов чувств при автоматической работе, не требующей подпитки от "подсознания", безмолвию не мешает, так как не содержит затуманивающих ум прилогов

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

iunija, если из этого потока выхватить отдельный образ и оставить его в центре внимания, то очень быстро произойдет вхождение в него - и откроется смысл, который был доселе не проявлен. В ментальном хаосе находится смысл (или сообщается). Вообще, такой хаос надо утишать. Это не так уж и сложно. Сложнее справляться с силами (и образами), которые поднимаются из подсознания.
Робко предположу из сказанного, что ни одна из психотехник не должна использоваться особо, отстраненно от остальных. Можно ли говорить о некоем многообразии в любом конкретном случае, не исключая возможности иногда использовать только единую технику?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

iunija, если из этого потока выхватить отдельный образ и оставить его в центре внимания, то очень быстро произойдет вхождение в него - и откроется смысл, который был доселе не проявлен. В ментальном хаосе находится смысл (или сообщается). Вообще, такой хаос надо утишать. Это не так уж и сложно. Сложнее справляться с силами (и образами), которые поднимаются из подсознания.

  Мне, Александр очень трудно описать. Но я попробую.
Сконцентрировавшись на молитве, старательно отвергая и закрывая доступ каких-либо мыслей(любых),ставя "барьер", посредством сосредоточенного наблюдения за собой, вдруг видишь, как хаотично начинают мелькать различные образы меня  друг друга, и их происхождение неизвестно, откуда они берутся. Т.е.при более или менее приобретенной на данной момент чистоте ума от помыслов, начинает выплывать образная муть, в которой можно кое-что угадать, но сама по себе безсмысленная по своей сути. Некое такое мельтешение проплывающих образов, не несущих тематической связки. От них ОЧЕНЬ трудно отделаться. Они выплывают откуда-то изнутри. Я, почему-то думала, что это выплеск мозговых импульсов (коллекция ненужного мусора), образно говоря, архивный хлам...спам.
Но мне трудно судить- что это вообще и откуда этот образный "спам" являет себя.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Но и это еще не все. Мы говорим об образах. Но если замереть в  тишине ума, то начинаешь слышать обрывки фраз, некие, ничего не значащие  слова, определенно зная кому они принадлежат...вот это уже идет откуда-то извне, врываясь моментально, и так же моментально сменяя друг друга. Ощущение что ты в живом эфире, сам при этом сохраняя ментальное молчание. Но опять таки, ни эти фразы, ни отдельные слова не имеют смыслового значения именно для тебя.
Знаете, чувствуешь, что вокруг тебя "воздух" наполнен информацией. По всей вероятности, более опытные могут считывать ее. Такое мое предположение.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Робко предположу из сказанного, что ни одна из психотехник не должна использоваться особо, отстраненно от остальных. Можно ли говорить о некоем многообразии в любом конкретном случае, не исключая возможности иногда использовать только единую технику?

Следует видеть цель - и понимать смысл психотехник. Этот смысл, возможно, обретается не сразу. Цель - первична, психотехники помогают (или мешают) в достижении цели. К примеру, такой прием как рассматривание приходящего образа (после утишения и погружения внутрь себя). Через рассматривание образа можно войти в его смысл. Это  прием (часто в скрытом виде) применяется при размышлении. Этот прием может показать источник приходящего образа. Этот прием может вовлечь в путешествия по внутренним пространствам. Этот же прием будет мешать безмолвному сосредоточению. Один и тот же прием может помогать, а может мешать.  

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

А не получается ли так, что вхождение в образ или его рассматривание сродни медитации?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Юния, человек обладает ведь не только внешними чувствами, но и внутренними, точнее внешние чувства - символическое выражение (или проекция) чувств внутренних. Посему внутренний человек и видит, и слышит, и обоняет, и вкушает, и осязает. Вот как описывает внутренние чувства Иоанн Дальятский:

[Вот, что отличает зрительную силу души]: блаженство созерцания Бога, Того Кто вечно пребывает в веках, как обещано в Его Евангелии тем, чье сердце чисто. Тогда душа являет себя вместе с бестелесными природами (ангелами), и она наслаждается красотой их созерцания; она зрит также красоту своей сущности и природу всей [твари], как об этом свидетельствуют наши отцы. Также она видит рати бесов и все, что они совершают, равно как страсти людей и помыслы, которые бывают в них: различая каждую из этих вещей надлежащим образом. [...]

Что касается [даров], данных второй силе, слуху, то они таковы: откровение таинств, которые проистекают от Святого Духа, бывают услышаны в [душе] этой [силой]; шепоты умных cил и псалмопение святых умов, с разумением происхождении каждого из этих гласов; слышание помыслов всех душ, даже если они пребывают на большом расстоянии, и те козни и хитрости, которые бесы тайно замышляют против избранных. Все эти вещи, зависящие от этого чувства, слышатся душой внутренним образом, по действию Святого Духа, подобно тому, как телесное слово бывает услышано внешними чувствами, даже если они удалены от него. [...]

Также и с обонянием, третьей силой, которую освящает Дух и проявляет в следующем. Человек получает сокровенное наслаждение, которое вызывается божественным действием, и в которое не вовлечена ни одна из святых [ангельских] сил, а также несказанное благоухание бестелесных сил небесных сущностей, равно как [ощущение] приятности чистых душ и освященных тел: [все это] с познанием каждого в отдельности таким, какое оно есть. [И еще] он получает восприятие зловония бесов и распознание каждого из них, равно как нечистых душ и какие страсти пребывают в каждой из душ. [...]

И вот [теперь] о том, что отличает четвертую силу, называемую вкусом: божественная сладость, которая беспрерывно бьет ключом для души [из глубины] ее самой и которая несказанно смягчает, помазывает и услаждает все [ее] части. [Душа] наслаждается также сладостью святых сил и понимает различия, которые существуют между ними, она также способна отличать злые силы. Таким образом, она становится источником, который не иссякает, фонтаном, из которого бьет Жизнь, превосходящая слово. [...]

Что касается пятой [силы], осязания, то она становится способной к суждению и пониманию происхождения любой силы, которая прикасается к ней, исходит ли она от Бога, от ангелов или же от врага. Вот как можно различать каждую из этих сил: если это божественная сила соединяется с человеком, то он весь наполняется обжигающим пламенем и безмятежной радостью, не ведая и забывая о мире дольнем, пребывая в вышеестественном изумлении, когда душевные и умные силы полностью принуждены к молчанию. С этого момента человек осознает себя, что он больше не живой, а что он в Жизни, которая превосходит его природу. Что до ангельской силы, то это проявляется в следующем: огонь возжигается в душе и в теле, и человек загорается радостью нестерпимым образом: он горячо желает увидеть сокрытую реальность, и он получает приятное удостоверение в этом посредством осязания; он невыразимым образом растворяется в возвышенной любви к ангелам. Что касается бесовского прикосновения, то это распознается следующим образом: если бес желает подражать истине, то он для обмана избирает что-нибудь напоминающее жар, тепло. Не торопись благосклонно принять это, из страха получить смерть вместо жизни; жди и смотри, как этот жар превращается быстро в холод, а желание в рассеяние, при этом появляется недомогание самого тела, онемение конечностей и чувство как будто муравьи кусали живот, грудь, плечи и глаза.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

А не получается ли так, что вхождение в образ или его рассматривание сродни медитации?

Этот прием может использоваться в медитации. Только прошу не обсуждать (здесь), что такое медитация и чем она хороша/плоха.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

  Спасибо, Александр. Весьма поучительно, и для меня вразумительно. Только...
..
Цитировать
..огонь возжигается в душе и в теле, и человек загорается радостью нестерпимым образом
Ну почему именно радостью, а ни каким другим чувствованием, например,  умиротворением или покоем,  т.д.
Неужели только одна радость способна донести нам весть Духа Свята?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Нестерпимая радость - на касание ангельских сил. А божественная сила наполняет безмятежной радостью. Это существенно!

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Не будет повреждения, коль с головой есть дружба. Душа настолько изголодалась и настолько привыкла жрать дерьмо которым ее кормят каждый день, что единожды вкусив молитвы просто тянет ее туда. И все пойдет своим чередом. С естественной постепенностью. А потом уже и она не захочет хавать навоз. А захочет пищи ее достойной. Там и ум будет служить кому должно.

У Паисия Афонского описан случай произосшедший сним. Однажды ночью когда он молился его как бы коснулась женщина. Он это рассказал своему духовному отцу Тихону. Тот сказал, что при такой аскезе это только может быть от того что он стал думать что он "нечто". Велел приходить к нему для того что бы поесть, Тихон сам ему будет готовить.

Так вот, чувство что человек есть "нечто" есть первый шаг прельщения и то что такой человек  как Паисий Афонский мог получить вообще хоть какое повреждение говорит о том что это опасность для всех.

А то что прельщеный человек не распознает беса и поклоняется ему это уже шаг 20, 19 шагов были незаметны как для окружающих так и для самого человека.

Вы Радион как я посмотрю человек простой и Ваша простота меня иногда радует, особенно когда все прикалываются а Вы даете человеку полезные рекомендации. Это ценно.

И что значит "дружить с головой" хотелось бы знать что Вы суда вкладываете.
Есть ИМ для тех кто дружит с головой и отдельно ИМ кто не дружит?
Или ИМ для тех кто не дружит запрещена?
Расшифруйте пожалуйста.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

А не получается ли так, что вхождение в образ или его рассматривание сродни медитации?
Или Богомыслию :-)...Святые описывали примерно так же...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

По поводу воображения и образов...если слово лишено образа, оно лишено смысла...без ВСЯКОГО образа молиться вообще НЕВОЗМОЖНО...другое дело что образ может быть, безвидным, т.е. не видео...но представление быть должно...и ещё...я так понимаю, если не добавлять хотя бы короткий видео сюжет(пару секунд), то чувство возгреть просто не получится, душа на видео реагирует ярче чем на понятия...Пример, произнося "Иисусе Христе", думаю--Бог есть Любовь...НО...если кратковременно и всего несколько раз представить образ, этак мельком как бы, это облегчает задачу "разогрева"...

Хотя...у меня сейчас перелом какой то :-)...я вообще не вижу смысла "разогреваться"...когда Я разогреваюсь, Я приношу Богу СВОИ чувства, а хотелось бы "услышать" Бога, т.е. почувствовать бессловесно, только чувством...и в этом мешает то что "разогреваешь" в душе...а порой и слова молитвы просто произносимые(без осмысления) то же мешают слушать...хотя получается и параллельный процесс...НО...слова произносятся(в груди) тихим шёпотом (почти незаметно)...а внимание как бы из груди направляю вовне, как бы раскрываю восприятие, и в этом процессе обязательно должна быть природа в поле зрения(лучше лес)...в "чуланьчике" в темноте, нет чувства единения с ЧЕМ ТО что буквально пронизывает весь мир(думаю это Святый Дух :-))...
Мдя...вот такие эксперименты последних дней :-)...
ЗЫ: Объясните пожалуйста что такое подсознание(термин йогов и советских психиаторов :-)), чем помыслы ИЗ НЕГО отличаются от обычных...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

  Спасибо, Александр. Весьма поучительно, и для меня вразумительно. Только...
Июния :-)...не понял...я сейчас койчё пробую...т.е. без молитвы "держу" ум без мыслей...т.е. устанавливаю внимание где то в районе затылка и в верху груди, и с достаточно весомым напряжением внутрениих сил держу тишину...т.е. как барьер, стена...за неё проходит иногда что то, но тут же это можно отбросить, и тогда некоторое время вообще тишина...ничего не всплывает...причём если гулять по улице, то видео снаружи воспринимается без анализа...за исключением "критических" образов, с которыми происходит короткая брань и полное забвение о них...
Ну да :-)...так я не понял про "живой эфир"...его что нельзя отогнать, или он вам интересен?...

И ещё...если пребываю в такой тишине, стараюсь как бы чувствовать и чувством думать о Боге, без образов и понятий, просто пребывая в чувстве слушать, как бы...и мысль такая, что моя словесная молитва не нужна вообще, по тому что является моим сотрясением воздуха, только отдаляющим от Бога...
Хотя по привычке периодами молюсь внутренней речью...или когда устаю "держать тишину"...
Вот :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

 
Ну почему именно радостью, а ни каким другим чувствованием, например,  умиротворением или покоем,  т.д.
Неужели только одна радость способна донести нам весть Духа Свята?
Может быть святой просто акцентирует внимание на одном чувстве...а на самом деле Благодать посещает сообщая целый комплекс чувств...У пр.Максима--и мир Божий снидет на тебя неся с собою любовь--- :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.