Юния, человек обладает ведь не только внешними чувствами, но и внутренними, точнее внешние чувства - символическое выражение (или проекция) чувств внутренних. Посему внутренний человек и видит, и слышит, и обоняет, и вкушает, и осязает. Вот как описывает внутренние чувства Иоанн Дальятский:
[Вот, что отличает зрительную силу души]: блаженство созерцания Бога, Того Кто вечно пребывает в веках, как обещано в Его Евангелии тем, чье сердце чисто. Тогда душа являет себя вместе с бестелесными природами (ангелами), и она наслаждается красотой их созерцания; она зрит также красоту своей сущности и природу всей [твари], как об этом свидетельствуют наши отцы. Также она видит рати бесов и все, что они совершают, равно как страсти людей и помыслы, которые бывают в них: различая каждую из этих вещей надлежащим образом. [...]
Что касается [даров], данных второй силе, слуху, то они таковы: откровение таинств, которые проистекают от Святого Духа, бывают услышаны в [душе] этой [силой]; шепоты умных cил и псалмопение святых умов, с разумением происхождении каждого из этих гласов; слышание помыслов всех душ, даже если они пребывают на большом расстоянии, и те козни и хитрости, которые бесы тайно замышляют против избранных. Все эти вещи, зависящие от этого чувства, слышатся душой внутренним образом, по действию Святого Духа, подобно тому, как телесное слово бывает услышано внешними чувствами, даже если они удалены от него. [...]
Также и с обонянием, третьей силой, которую освящает Дух и проявляет в следующем. Человек получает сокровенное наслаждение, которое вызывается божественным действием, и в которое не вовлечена ни одна из святых [ангельских] сил, а также несказанное благоухание бестелесных сил небесных сущностей, равно как [ощущение] приятности чистых душ и освященных тел: [все это] с познанием каждого в отдельности таким, какое оно есть. [И еще] он получает восприятие зловония бесов и распознание каждого из них, равно как нечистых душ и какие страсти пребывают в каждой из душ. [...]
И вот [теперь] о том, что отличает четвертую силу, называемую вкусом: божественная сладость, которая беспрерывно бьет ключом для души [из глубины] ее самой и которая несказанно смягчает, помазывает и услаждает все [ее] части. [Душа] наслаждается также сладостью святых сил и понимает различия, которые существуют между ними, она также способна отличать злые силы. Таким образом, она становится источником, который не иссякает, фонтаном, из которого бьет Жизнь, превосходящая слово. [...]
Что касается пятой [силы], осязания, то она становится способной к суждению и пониманию происхождения любой силы, которая прикасается к ней, исходит ли она от Бога, от ангелов или же от врага. Вот как можно различать каждую из этих сил: если это божественная сила соединяется с человеком, то он весь наполняется обжигающим пламенем и безмятежной радостью, не ведая и забывая о мире дольнем, пребывая в вышеестественном изумлении, когда душевные и умные силы полностью принуждены к молчанию. С этого момента человек осознает себя, что он больше не живой, а что он в Жизни, которая превосходит его природу. Что до ангельской силы, то это проявляется в следующем: огонь возжигается в душе и в теле, и человек загорается радостью нестерпимым образом: он горячо желает увидеть сокрытую реальность, и он получает приятное удостоверение в этом посредством осязания; он невыразимым образом растворяется в возвышенной любви к ангелам. Что касается бесовского прикосновения, то это распознается следующим образом: если бес желает подражать истине, то он для обмана избирает что-нибудь напоминающее жар, тепло. Не торопись благосклонно принять это, из страха получить смерть вместо жизни; жди и смотри, как этот жар превращается быстро в холод, а желание в рассеяние, при этом появляется недомогание самого тела, онемение конечностей и чувство как будто муравьи кусали живот, грудь, плечи и глаза.